Своей любовью щедро всех объемля: святитель Лука Крымский

Скачать zip►Своей любовью

«Своей любовью щедро всех объемля:

святитель Лука Крымский 

Для проведения вечера необходимы двое ведущих, повествующих о жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на основе его биографии  с использованием текстов от первого лица и материлов сети ИНТЕРНЕТ —  фрагментов документальных фильмов «Святитель Лука. Фильм-повествование», «Святитель Лука Крымский. Святые 20 века», стихов  В.Бойченко и Е. Мизюн. На протяжении вечера звучат духовные песнопения. 

Звучит колокольный звон 

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады вновь видеть вас в этом зале на очередной встрече в дни христианского поста, когда наша душа особенно нуждается в духовном обновлении и очищении. История русской православной церкви 20 века явила миру сотни и тысячи новых подвижников, угодивших Богу. Различны духовные кресты, которые они несли в своей земной жизни, велики их подвиги. Но даже среди этих тысяч святых есть люди, сияющие на духовном небе, подобно особенно ярким звёздам.

На экране — слайд: портрет святителя Луки

Ведущий 2.  Сегодня мы посвящаем нашу встречу именно такому удивительному человеку,  святителю Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому), чья личность  — настоящий феномен и легенда 20 столетия.   В его личности объединились, казалось бы, противоположные вещи: высокая образованность легендарного хирурга и глубокая вера православного архиерея. Белый халат и черная ряса были с ним до конца дней. Он мог отказаться от денег, от комфорта, от славы. Но отступить от своего пути – никогда.  

  Целителю душ и телес,

 Святителю Божий Лука,

 От юности принял с небес

 Ты дар своего врачевства.

 Всю жизнь – до конца —  посвятил

 Убогим, страдальцам, больным:

 От тяжких болезней лечил,

 Для многих спасением был.

 Хирург и епископ – в одном     

 Тебе неразрывно слились.

 Ты, преданный Богу во всем,

 Врачом оставался всю жизнь.

 Целитель от Бога – умел

 И души спасать и тела.

 И силу такую имел —

 За веру стоять, как скала!

 

Ведущий 1. Теперь, когда православие пробудилось и вновь воскресает, милостью Божией пришло время прозвучать слову Владыки Луки. Волей Божией настал час, и вот перед нами не только книги об этом целителе души и тела, но и его собственные книги «Я полюбил страдания…», «Проповеди», «Дух. Душа. Тело». С их страниц звучит живой голос святителя, исповедника, врача, человека, принесшего себя в живую жертву Богу и ближним. Пусть же этот голос достигнет вашего сердца и отзовется в нем решимостью последовать идеалам, которые всей своей жизнью проповедовал Владыка архиепископ Лука,  светлая личность,  профессор хирургии, лауреат Государственной премии.

 

Фрагмент фильма: Слово святителя Луки, слово о нём

 

Ведущий 2. На его долю выпали тяжёлые страдания и испытания: он пережил Русско-японскую и Первую мировую войны, революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войну, гонения на Церковь, поношения, тюрьмы, лагеря и ссылки, изгнания и тяжелейшие  пытки. Пройдя весь коммунистический ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был —  в застенке, на кафедре, за операционным столом — он всегда был носителем слова Божия и никогда не изменил ему.  

Фрагмент фильма: Святитель о своём  пути и милости Божией.

Ведущий 1. Святость XX века — это ежедневное мученичество. Автобиография архиепископа Луки — лучшее доказательство этого. «Я полюбил страдание» —  в этих словах весь жизненный путь настоящего подвижника нашего времени. Жизнь Владыки — свидетельство того, что для верующего человека любые самые тяжкие испытания — лишь ступени на пути духовного развития. В его биографии мы видим постоянное водительство Промысла Божия, начиная с самой юности.

 

                                     На экране — слайд: ЮНОСТЬ. Фото

 

 Ведущий 2.  Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Крыму, в городе Керчи в семье провизора. В семье было семь человек: отец, мать, две дочери и трое сыновей. Религиозная атмосфера в доме была своеобразной. Отец, ревностный католик, был человеком тихим и своих взглядов детям не навязывал. Семейные отношения в доме определяла мать. Она воспитывалась в православных традициях, и вера её выражалась в добрых делах, которые она творила во славу Божию. Истинное понятие о христианской вере Валентин Войно-Ясенецкий получил, усердно прочитав Новый завет, подаренный ему директором гимназии при получении аттестата зрелости. Многие места этой святой книги произвели неизгладимое впечатление на юношу.

Ведущий 1 (от его имени). «С детства у меня была страсть к рисованию, и одновременно с гимназией я окончил Киевскую художественную школу и  решил поступать в Петербургскую Академию Художеств. Но во время вступительных экзаменов мной овладело тяжелое раздумье о том, правильный ли жизненный путь я избираю. Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей. Огромное по  силе впечатление произвели на меня слова из  Евангелия: «Жатвы много, а делателей мало». .. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей? ! » Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему.

Ведущий 2. Юноша преодолел отвращение к естественным наукам и поступил на медицинский факультет Киевского университета.   Государственные экзамены  сдал блестяще, на одни пятерки, и профессор общей хирургии сказал ему на экзамене: «Доктор, вы теперь знаете гораздо больше, чем я». Сам молодой доктор на удивление всем отметил: «Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». Стать земским врачом означало загубить себя, свою карьеру.  По его же словам, «из неудавшегося художника он стал художником в анатомии и хирургии».

 

На экране — слайд: Земский врач. Фото

 

 Ведущий 1.

 Святителю, отче Лука,

 Собою пример ты явил

 Несенья Христова креста —

 И многих к тому вдохновил.

 И ныне приходит к тебе

 Болящий, скорбящий народ,

 Во всякой житейской беде

 Защиты и помощи ждет.

 О, врач богомудрый Лука!

 Повсюду разносится весть,

 Как помощь твоя велика,

 За что тебе слава и честь!  

 

Ведущий 2. Сразу стать земским врачом ему не пришлось. Великим бедствием в некоторых губерниях России стала слепота. Русская деревня с её грязью и нищетой издавна была очагом трахомы. Собираясь стать земским врачом, Войно-Ясенецкий не забыл  об этом народном бедствии. Осенью 1903 года, сразу после выпускных экзаменов в университете, он начал работать в глазной клинике  Киева.  Этот опыт очень пригодился ему потом в земских больницах. Очень скоро его знания талантливого студента и начинающего врача-хирурга были востребованы.

 

Фрагмент фильма: хирургическая деятельность в русско-японскую войну

 Ведущий 1. Саму работу земского врача можно считать тяжёлым испытанием. У земского врача, каким он был тринадцать лет, никогда не было выходного. Воскресные и праздничные дни были  самыми занятыми и обремененными огромной работой.  Чрезмерная слава сделала его положение невыносимым. Приходилось принимать многочисленных амбулаторных больных, приезжавших даже из дальних мест, а отказать он не мог никому.

 

Ведущий 2. За один 1909 год сделал 292 операции! «Он работал днём, вечером и ночью. Когда ночью его вызывали в больницу, молча собирался и ехал. Никогда не сердился, никогда не видели на его лице выражения досады, недовольства. Наоборот, чувствовалась полная готовность помочь» — вспоминал его сын Михаил.

 

Ведущий 1. Амбулаторного приёма и операций в клинике ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Его квартира на какое-то время превратилась в глазной лазарет: больные лежали в комнатах, как в палатах. «Валентин лечил их, а мама кормила», — вспоминала его сестра. Слава о глазных операциях, которые делал новый доктор, росла так стремительно, что хирург не успевал осматривать желающих оперироваться. К нему шли больные со всех сторон и из других уездов. Сам он вспоминал курьезный случай: «молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».   Как он сам признавался «скоро не стало хватать для огромной работы и его молодых сил».

  

Фрагмент фильма: научная деятельность, святитель о смерти жены

 

Ведущий 2.  Надо сказать, что в обоих событиях  —  издании в последствии его  книги «Очерки гнойной хирургии»  и судьбе его семьи —  будущий святитель увидел  промысел Божий.

    С самого начала своей хирургической деятельности молодой врач ясно понял, как огромно значение гнойной хирургии и как мало знаний о ней вынес он из университета. В результате он  изложил свой опыт, создав уникальный научный труд, выдержавшей три издания общим тиражом 60 000 экземпляров, за него он получил наивысшую государственную награду — сталинскую премию. «Очерки гнойной хирургии» напечатают позже. Но в самом факте появления этой книги он увидел промысел Божий.

 

  Ведущий 1.     Было еще одно великое событие в моей жизни, начало которому Господь положил в Переславле.  Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».      Быть священнослужителем, а тем более епископом мне тогда  и во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу уже тогда,  когда мы ещё  во чреве матери. Как увидите дальше, уже через несколько лет стала полной реальностью моя неотвязная мысль».

 

Ведущий 2. Смерть жены стала для Валентина Феликсовича  тяжёлым испытанием. В Киевском госпитале, где она работала прежде,  два врача просили ее руки, но она дала обет девства. «Выйдя за меня замуж, она нарушила этот обет, и в ночь перед нашим венчанием в церкви, построенной декабристами, она молилась перед иконой Спасителя, и вдруг ей показалось, что Христос отвернул Свой лик и образ Его исчез из киота. Это было, по-видимому, напоминанием о ее обете, и за нарушение его Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью».

 

Ведущий 1. Но любил Валентин свою жену, по его собственным словам, больше жизни. У них родились один за другим четверо детей — три сына и дочь.   В начале 1917 года к ним приехала старшая сестра Анны, только что похоронившая в Крыму свою молоденькую дочь, умершую от скоротечной чахотки. На великую беду, она привезла с собой ватное одеяло, под которым лежала ее больная дочь.

 

Ведущий 2. «Я говорил своей жене Ане, что в одеяле привезена к нам смерть. Так и случилось: сестра Ани прожила у нас всего недели две, и вскоре после ее отъезда я обнаружил у Ани явные признаки туберкулеза легких…    Болезнь стала быстро прогрессировать. Последние двенадцать ночей я сидел у ее смертного одра, а днем работал в больнице. Аня умерла в конце октября 1919 года, и я остался с четырьмя детьми, из которых старшему было двенадцать, а младшему — шесть лет. В полном одиночестве читая над гробом Псалтырь, меня поразили последние слова сто двенадцатого псалма «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях. И с совершенной несомненностью я воспринял их как слова Самого Бога, обращенные ко мне».

 

 Ведущий 1.    «Почему-то без малейшего сомнения я принял потрясшие меня слова псалма как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой я знал только то, что она недавно похоронила мужа и была бездетной.  Я только спросил ее, верует ли она в Бога и хочет ли исполнить Божие повеление заменить моим детям их умершую мать. София Сергеевна с радостью согласилась. Она долго жила в моей семье, но была только второй матерью для детей, ибо Всевышнему Богу известно, что мое отношение к ней было совершенно чистым».

 

Ведущий 2. Смерть любимой жены застала семью в Ташкенте.   Здесь в 1919 году в городе происходила междоусобная война между гарнизоном ташкентской крепости и полком туркменских солдат. Была устроена ужасная человеческая бойня, убиты солдаты Туркменского полка и многие горожане. Будучи главным врачом больницы, ему пришлось пережить страшные времена: он был арестован, наступила угроза расстрела.  Но преданного  людям доктора Бог миловал. Несмотря ни на что, под пулями и обстрелами, он бесстрашно продолжал делать операции.

 

 Ведущий 1.    Прежде, чем приступить к операции, будущий владыка Лука всегда осенял себя крестным знамением и сосредоточенно молился, повернувшись к иконе Божией Матери, которая висела в операционной Ташкентской городской больницы много лет. В начале 1920 года одна из ревизионных комиссий приказала убрать икону. В ответ на это Валентин Феликсович ушёл из больницы и заявил, что вернётся только после того, как икону вернут на место. Эту твёрдость, не думая о последствиях для себя, он сохранял в течение всей жизни.

Ведущий 2.

Ты Божьим служителем стал

 В годину лихую, когда

 За веру народ погибал,

 Гнобился  за имя Христа.

 И столько пришлось претерпеть —

 Аресты и ссылки, тюрьму,

 И зверские пытки, и смерть

 Любимой жены… Никому

 Такого нельзя пожелать!

 Но выдержал все, пережил.

 Заставил себя уважать,

 Врагам никогда не служил.

 

На экране — слайд: СВЯЩЕНСТВО. Фото

 

Ведущий 1. Надо представить себе, каково было отношение к религии в то страшное и тревожное время. Мутная волна безбожия затопила страну. Адская машина репрессий переламывала судьбы большей и лучшей части православного народа. В это страшное время, когда некоторые священнослужители снимали с себя сан, испугавшись репрессий, профессор Войно-Ясенецкий, повинуясь призыву Божию, принимает рукоположение. У него прежде никогда не было и мысли о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия  «Доктор, вам надо быть священником! » принял как Божий призыв устами архиерея и, ни минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу! «

 

Фрагмент фильма: священство, ссылки

 Ведущий 2.

 Ничто не сломило тебя:

 Сначала гоненья, затем —

 Награды, почет… Но всегда,

 Везде проповедовал тем,

 Что ты никогда не снимал

 С себя облаченье и крест,

 Безбожную власть обличал,

 Ей свой выражая протест.

 

Ведущий 1.  Когда читаешь биографию святителя, не устаёшь поражаться  твёрдости его духа и великой  вере в милость Божию. Именно это помогло ему выстоять в нечеловеческих пытках и страданиях. Репрессивная машина по крупицам-доносам накапливала материалы на епископа. Всё шло в дело. В секретных архивах КГБ хранилось шесть уголовных дел на епископа и профессора. Чем же так мешал он власти? — «сама ваша религиозность уже есть преступление». С какой же сильной ненавистью обрушились на него силы зла! Но ничто не сломило его!

 

Ведущий 1. Вспоминая о первой ссылке Валентин Феликсович писал: «Я простился с детьми и Софией Сергеевной и в первый раз вошел в «черный ворон». Так положено было начало одиннадцати годам моих тюрем и ссылок[. Четверо моих детей остались на попечении Софии Сергеевны. Ее и детей выгнали из моей квартиры главного врача и поселили в небольшой каморке, где они могли поместиться только потому, что дети сделали нары и каморка стала двухэтажной. Однако Софию Сергеевну не выгнали со службы, она получала два червонца в месяц и на них кормилась с детьми».

Ведущий 2. Путь его как политического преступника начался с Москвы.  Скорбь народа о любимом архипастыре была так велика, что верующие ложились на рельсы, чтобы не дать увезти своего Владыку. Но это, к сожалению, оказалось невозможным. После  Московского ГПУ — 400-километровый путь до Енисейска в зимнюю стужу, который пришлось проделать в дощатых вагонах и на санях. Затем Ангара, Туруханск, где морозы  были до сорока градусов и больше, а по ночам под окнами выли волки.

Ведущий 1. Сразу же по приезде он стал оперировать в больнице. После первых же сложнейших и удачно проведённых операций к хирургу-епископу хлынул народ из окрестных сёл и деревень. Список больных, ожидавших операции, был составлен на три месяца вперёд. В ответ на благодарность излеченных он говорил: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему». Однажды Владыка вернул зрение целой семье слепцов, страдавших катарактой. Из семи человек шестеро стали видеть.  Такая популярность ссыльного архиерея, который лечил всех бесплатно,  сильно раздражала местное начальство.

 

Ведущий 1. И вот новая ссылка, ещё дальше — на  берег Ледовитого океана. В лютые морозы такое путешествие без тёплых вещей было равнозначно смертному приговору. Но в пути по замёрзшему Енисею Господь не оставил Своего избранника. Деревенька, стоящая на краю света, затерянная среди бескрайних снегов, стала его прибежищем. Окна без стёкол, вместо них вморожены толстые льдины, и сквозь щели жестокий, пронизывающий ветер, наносящий внутрь кучи снега. Картина удручающая, и есть от чего пасть духом, но святитель сохранял спокойствие,  уравновешенность и терпение. И чем больше ополчался враг рода человеческого на верного святителя, чем страшнее козни он измышлял, тем большая благодать посылалась в помощь страдальцу. Только однажды покинули его силы и терпение — вспоминал святитель, когда ждал он последний пароход, чтобы увезти ссыльных.

 

Ведущий 2. «Я впал в уныние, и однажды со слезами молился пред престольным образом Господа Иисуса Христа. В этой молитве, очевидно, был и ропот против Господа Иисуса за долгое невыполнение обещания от освобождения. И вдруг я увидел, что изображённый на образе Иисус Христос резко отвернул свой пречистый лик от меня. Я пришёл в ужас и отчаяние и не смел больше смотреть на икону. На клиросе увидел книгу Апостол. Я машинально открыл её и стал читать первое, что попалось мне на глаза. Текст произвёл на меня чудесное действие. Им обличалось моё неразумие и дерзость ропота на Бога и вместе с тем подтверждалось обещание нетерпеливо ожидавшегося мною освобождения. И я с радостью увидел, что Господь Иисус Христос опять смотрит на меня светлым и благодатным взором. Разве же это не Чудо?»

 

Ведущий 1. Не знал святитель, что ему продлили срок ссылки ещё на год. Но вновь Господь сотворил чудо.  «При отходе последнего парохода предсказал мне Сам Бог словами псалма 31-го. Чтение его поразило меня как гром…Всем существом воспринял я их как голос Божий.  «Вразумлю тя и наставлю тя на путь, утвержу на тя очи Мои. Буду смотреть, как ты пойдёшь этим путём, а ты не рвись на пароход, как конь или мул, не имеющий разума, которых надо направлять удилами или уздою». Господь уготовил мне другой путь, не путь в грязной барже, а светлый, архиерейский путь! Через три месяца, а не через год, Господь повелел отпустить меня, послав маленькую варикозную язву  голени с воспалением кожи вокруг неё. Мой путь по Енисею был поистине архиерейским путём, ибо на всех остановках, в которых были приписные церкви и даже действующие, меня встречали колокольным звоном, и я служил молебен и проповедовал».

Духовные  песнопения

 

Ведущий 2. Вернувшегося в Ташкент после двух ссылок Владыку лишили права преподавать и права работать хирургом. По воскресеньям и праздникам он служил в церкви.  Великое искушение несколько лет терзало его душу. Истосковавшемуся в ссылке по настоящей работе профессору хотелось основать институт гнойной хирургии, хотелось передать громадный врачебный опыт, накопленный годами таким тяжким трудом. А время шло, здоровье слабело, уже пятьдесят шесть…

 

Ведущий 1. Его вызывали в Ленинград, и лично Киров уговаривал его снять сан, после чего обещал тут же предоставить ему институт. Но Владыка не согласился даже на печатание своей книги без указания сана. На дому бесплатно принимал больных, число которых достигало четырёхсот в месяц. По его просьбе молодые люди разыскивали по городу бедных и несчастных людей, и он помогал им как мог.

 

Ведущий 2. Осенью 1934 года, после десятилетней подготовки, вышла, наконец,  в свет монография «Очерки гнойной хирургии». «Пожалуй, нет другой такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку» — такой оценки специалистов была удостоена книга.

 

Ведущий 1. «На заглавном листе я написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии». Так удивительно сбылось таинственное и непонятное мне Божие предсказание об этой книге, которое я получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

 

Ведущий 2. 1935 и 1936 годы для святителя Луки были тихими и мирными. В Ташкенте он получил в распоряжение главную операционную в институте неотложной помощи, руководил самым большим корпусом института. Дети тоже радовали отца. Старший, Михаил — учёный-врач в Таджикистане, Алексей учился и работал в Ленинграде у известного физиолога Орбели. Валентин заканчивал медицинский в Ташкенте. Здесь же жила со своей семьёй  дочь с мужем, юрисконсультом Наркомпроса.

 

Ведущий 1. Но тучи постепенно сгущались над его головой. Уже давно местные власти косо смотрели на ненавистного им святителя. Авторитет репрессированного архиерея раздражал чиновников, и они искали случай, чтобы снова упрятать его за решётку. Настал особенно тяжёлый для Церкви период, 1937 год, год массовых арестов духовенства и всех подозреваемых во враждебном отношении к советской власти. И снова арест.

Ведущий 2. Протестуя против насильственного отрыва от священнослужения, хирургии, важной научной работы, против лишения семьи, свободы и чести, седовласый шестидесятилетний старец епископ Лука объявил голодовку и виновным себя не признал. Непрерывные допросы, сопровождаемые пытками и побоями, доводили подследственного до умопомрачения. Обычно в таком состоянии и подписывался необходимый следствию документ, а обвиняемый навсегда исчезал в лабиринтах ГУЛАГа. Выстоял измученный пожилой уже пастырь и в неимоверных пытках конвейера, который применяли к нему дважды, собираясь вновь отправить в ссылку.

Ведущий 1. «Этот страшный конвейер продолжался непрерывно день и ночь. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а мне не давали спать ни днём, ни ночью. Я опять начал голодовку протеста и голодал много дней. Несмотря на это, меня заставляли стоять в углу, но я скоро падал от истощения. У меня начались ярко выраженные галюцинации. Допрос конвейером продолжался тринадцать суток, и не раз меня водили под водопроводный кран, из-под которого обливали мне голову холодной водой».

 

Ведущий 2. После одного из таких конвейеров, продолжавшегося 13 суток, его, обессилевшего от побоев и издевательств и, очевидно, ничего не понимавшего, заставили подписать протокол допроса. Подпись поставлена нетвердой, дрожащей рукой замученного человека. В протоколе писалось, что Войно-Ясенецкий входил в состав контрреволюционной нелегальной организации, которая хотела свергнуть советскую власть и установить капиталистический строй.

 

Ведущий 1. Допрос прерван. Сердце сдало. С тяжёлыми отёками ног его поместили в тюремную больницу. Когда в июле 1938 года возобновили допросы, то Владыка Лука сделал заявление, которое свидетельствует об огромном мужестве и дерзновении святителя. Суда не последовало. Особое совещание осудило епископа Луку к ссылке на пять лет в Красноярский край. И вот третья ссылка. На этот раз в районный центр Большая Мурта в ста десяти километрах от Красноярска. Ссыльный Войно-Ясенецкий, епископ, хирург с мировым именем живёт и работает что называется, за бельё и питание. Он много оперирует, и достижения его в этом просто непревзойдённые!

 

Ведущий 2. Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, не таил обиду. Он предложил свой опыт, знание и мастерство для лечения воинов советской армии. В начале Отечественной войны шлёт телеграмму М. Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам  в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено. По окончании войны готов вернуться в ссылку».

 

Ведущий 1. В это время в Красноярске организовывался огромный госпиталь. С фронта уже шли эшелоны  с ранеными. В октябре сорок первого епископ Лука  назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он с головой погружается в многотрудную и напряжённую хирургическую работу. Самые тяжёлые операции приходилось делать прославленному хирургу. Никто и никогда не видел таких блестящих результатов! Это был беззаветный труд Преосвященного Луки на благо ближнего. И руководство вынуждено было признать его великие заслуги перед Родиной, он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

 Ведущий 2.

 Ах, скольким ты жизнь подарил!

 Работал без отдыха, сна,

 Когда уже не было сил –

 Молитва спасала одна.

 И ныне живут среди нас

 Седые, как лунь, старики,

 Которых от смерти ты спас

 И в семьи свои возвратил.

 

Фрагмент фильма: исцеление безнадёжного раненого

 

Ведущий 1. Срок ссылки закончился в середине 1942 года, и этой же осенью епископ Лука был возведён в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Но, как и раньше, профессор продолжал хирургическую работу, возвращая в строй защитников Отечества. Напряжённая работа архиепископа Луки в Красноярских, а затем в Тамбовских  госпиталях давала блестящие научные результаты. В свои 67 лет Владыка работал по восемь-девять часов в сутки и делал четыре-пять операций ежедневно! Всё это сказывалось на его здоровье, и без того подорванном в ссылках и тюрьмах. Волей Божией Владыка возвратился к архиерейскому служению. В Покровской церкви Тамбова 26 февраля 1944 года Владыка произнёс свою первую проповедь. Сколько любви было в его словах, обращённых к людям!

Ведущий 2. «Пятнадцать лет были закрыты и связаны мои уста, но теперь они вновь раскрылись, чтобы благовествовать вам слова Божии. Примите мои утешения, мои бедные, голодные люди. Вы голодны отсутствием проповеди слова Божия. Храмы наши разрушены, они в пепле,  угле и развалинах. Вы счастливы, что имеете хоть небольшой храм. Он грязен, загажен, тёмен, но зато в сердцах наших горит свет Христов. Давайте сюда живописцев, художников. Пусть они пишут иконы, нам нужен ваш труд для восстановления уничтоженного, и вера засияет новым пламенем».

Ведущий 1. В 1946 году владыка Лука получил сталинскую премию 1 степени за «Очерки гнойной хирургии». Почти всю премию Высокопреосвященнейший Лука пожертвовал на помощь сиротам — жертвам войны.

Фрагмент фильма: моя премия — слава для церкви

 

Ведущий 2. В мае этого же года его перевели на должность архиепископа Симферопольского и Крымского.  Указ Патриарха о переводе на Крымскую кафедру святитель принял как Волю Божию. Много работы по упорядочению епархиальных дел легло на плечи 70-летнего старца. Церкви разрушены, народ в нищете, священников не хватает, власти используют любые возможности, чтобы закрыть храмы.

Ведущий 1. Но, несмотря на преклонный возраст, на болезни, архиепископ Лука употребляет много сил и энергии по наведению порядка в епархии. Его слово имело особенную силу и действенность, потому что перед прихожанами стоял убелённый сединами старец-архипастырь с богатым житейским и духовным  опытом, прошедший одиннадцать лет тюрем и ссылок и имеющий не только каноническое, но и моральное право учить народ и призывать его к подвигам во имя Христа.

Ведущий 2. Как писал в своих письмах Владыка, «тяжёлый невроз прошёл, когда возобновилось церковное служение». Огромное впечатление на прихожан производили проповеди Святителя. Их приходили послушать и верующие, и неверующие, в том числе и интиллегенция. Их записывали прямо в храме, а затем перепечатывали на машинке.  Прошло чуть больше двух месяцев и эхо самоотверженной архипастырской деятельности святителя Луки докатилось и до Москвы. В феврале 1945 года Патриарх Алексий 1 наградил владыку Луку правом ношения на клобуке бриллиантового креста.

Ведущий 1. Удивительное дело: на святителе Луке с буквальной точностью  сбылись Господни слова: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если  Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Ему запретили проповеди. По тем временам  проповеди архипастыря были очень смелыми. Какое огромное мужество нужно было иметь, какую твёрдую веру и несомненную надежду на помощь Божию, чтобы говорить людям истину в окружающем потоке лжи, безверия и цинизма!

Ведущий 2. С 1946 года профессор Войно-Ясенецкий был консультантом госпиталя в Симферополе. До конца 1947  года он как хирург и профессор читал доклады, лекции врачам, оперировал больных и раненых. Однажды на заседании хирургического общества один военный хирург задал вопрос Владыке: «Как вы, такой специалист, хирург, можете верить в Того, Которого никто никогда не видел, в Бога? Профессор ответил: «Вы верите в любовь? — «Да». — «Вы верите в разум?» — «Да». — «А вы видели ум?» — «Нет». — «Вот так и я не видел Бога, но верю, что Он есть».

Ведущий 1. Сам вид профессора, читающего лекции неизменно в рясе и с панагией, до того раздражал медиков, что от него потребовали прекратить это. Святитель Лука категорически отказался, и чтение лекций тоже запретили. Не дали возможности и преподавать в мединституте.

Ведущий 2. Конечно, Владыка хотел приносить пользу своим соотечественникам, врачуя их болезни. Он по-прежнему  щедро оказывал врачебную помощь всем нуждающимся. Для святителя-хирурга не было «медицинского случая», а был живой, страдающий человек.  Физическое выздоровление он всегда связывал с обращением к Богу, всегда учил больных у Бога просить выздоровления. Кроме того есть много свидетельств о Владыке как выдающемся диагносте. Только взглянув на больного, он видел его проблему, которая тут же подтверждалась.

Ведущий 1. Но время неумолимо шло вперёд, здоровье стало ухудшаться. Зрение после неудачно сделанной операции на катаракту медленно угасало, и к 1956 году Владыка полностью ослеп. Но никто ни разу  не слышал от него жалоб или ропота. «Я принял как Божью волю быть слепым до смерти и принял спокойно, даже с благодарностью Богу, свою слепоту переношу благодушно и с полной преданностью воле Божией» — пишет он.

 Ведущий 2.

 И даже когда ты ослеп,

 То близким своим говорил,

 Что духом сильнее окреп,

 Страданья свои возлюбив:

 «Как вера моя глубока!

 В служении Богу – вся жизнь,

 Он —  радость, святыня моя,

 Хоть труден мой путь и тернист.

 И все ж я ученый, и врач,

 И тем призван людям служить.

 И слеп буду я или зряч,

 Иначе не мыслю я жить».

 

Ведущий 1. Сердце святителя Божия было переполнено любовью и жалостью к ближним. В этом состоянии он продолжал совершать службы, без посторонней помощи входя в храм, наизусть читал богослужебные молитвы и Евангелие, совершал миропомазание и произносил замечательные проповеди, всё ещё от раза к разу принимал больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Последнюю свою литургию он отслужил на Рождество, последнюю проповедь сказал в прощённое воскресенье. Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года, в день памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Множество людей пришло проводить в последний путь своего архиерея. До самого кладбища путь был усыпан розами. Три километра от собора до кладбища, несмотря на запрет властей, люди несли на руках своего Владыку в течение трёх часов, Так хоронили великого угодника Божия Луку.

 Ведущий 2.

 И Бог тебе славу воздал

 За крепкую веру твою –

 Для всех ты святителем стал,

 Душой пребывая в раю.

 Молись же, святитель, о нас —

 Живущих, несущих свой крест.

 Твоими молитвами Спас

 Да милует нас и с небес

 Пошлет нам Свою благодать

 И сил на несенье креста.

 О том не устань вопрошать,

 Святитель, Иисуса Христа.

 Как дивен и чуден Господь

 В святых Своих! Отче Лука,

 Явивший нам образ Его,

 Да множится слава твоя!

 

Ведущий 1. В ноябре 1995 года святитель Лука причислен к лику святых. Останки святителя Луки перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя для поклонения верующих. Святитель возвратился в свой собор, где он служил и проповедовал 15 лет.

 

Фрагмент фильма: о подвиге врача-епископа

 

Ведущий 2. Он светил всему миру ярким светом, исполняя слова Священного писания, исполняя послушание Церкви. Свет Христовой истины просветился  и в его трудах, и в его житии.  И где бы святитель ни был, на кафедре ли святительской или в застенках, он всегда прославлял имя Божие. «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

 

Фрагмент фильма: поклонение у раки

 

Ведущий 1. И как при жизни угодник Божий врач и архипастырь всячески помогал болящим, никому не отказывая, так и после смерти всякий, кто приходил на могилу святителя и с верой и любовью просил помощи у иконы его получал исцеление. После его кончины до прославления в лике святого прошло всего тридцать девять лет вместо положенных 50. Это лишь потому, что чудеса исцеления слишком многочисленны. И этому нельзя не поверить!

 Ведущий 2.

 Множатся россыпи звёзд над землёй,

 Это – святые, угодные Богу.

 Это светильники в бездне ночной

 Нам освещают к спасенью дорогу.

 Яркая звёздочка – Крымский Лука,

 Архиепископ, хирург, врачеватель.

 Едут болящие издалека –

 В раке священной наш добрый спасатель.

 Сколько пришлось пострадать за Творца

 В годы гонений лихих и безбожных!

 Дух не сломился, прошёл до конца,

 Бог помогал в операциях сложных.

 Вот и по смерти святитель Лука

 Лечит незримо и всех утешает.

 Смотрит с любовью с небес свысока –

 Всё о молящихся страждущих знает.

 Кто получил твою помощь, вовек

 Не позабудет тебя и прославит.

Елена Мизюн 

 

Ведущий 1. Можно привести некоторые примеры чудесной помощи святителя Луки  нашим современникам:

В декабре 1999 года от иконы святителя с мощевиком исцелился новорожденный младенец с опухолью мозга.

У Назара Стадниченко, известного музыканта, в детстве в результате несчастного случая были обрублены первые фаланги третьего и четвертого пальцев левой руки.  По усиленным молитвам святителю бабушки и матери уже на третьей перевязке врачи обнаружили, что начали расти кости и ногти недостающих фаланг. Через короткое время рука была исцелена полностью.

 

Фрагмент фильма «Святитель Лука Крымский. Святые 20 века»:  Врач, полковник военно-морского флота Сергей Шестопалов об исцелении дочери

Ведущий 1. Нам, православным верующим Беларуси, Бог послал для поклонения икону святителя Луки Крымского с частичкой его святых мощей, она  находится  в Свято-Петро-Павловском соборе города Минска. Обращайтесь к святому Луке-целителю, и он не оставит вас.

 Ведущий 2.

 Каждый спасённый тобой человек

 Жизнь свою грешную скоро исправит.

 Сколько же слёз иссушил ты, отец!

 Скольких утешил и дал исцеленье!

 С неба сияет твой яркий венец.

 Шлём тебе, батюшка, наше почтенье!

 Падаем в ноги в поклоне земном,

 Руки хирурга целуем смиренно.

 Радость на сердце сегодня о том,

 Что помогаешь всем нам неизменно!

                                                    Елена Мизюн 

Фрагмент фильма: святые молятся о нас

 

Ведущий 1. Этими проникновенными словами о молитве святых за всех нас грешных, живущих на этой земле, мы завершаем нашу встречу, посвящённую целителю души и тела, врачу и архипастырю святителю Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому) и с радостью передаём слово благочинному православных храмов Пружанщины, нашему уважаемому отцу Михаилу.

 

Слово священника

 

Духовное песнопение «Отец наш духовный»

 

Составитель: Н.К.Шабуня

 

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

Дегтярёва, М. «Я полюбил страдания…» /Мария Дегтярёва. //Царкоўнае слова. — 2015. — № 23. — С.6-7

Лисичкин В.А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). — Издательский Совет Русской Православной Церкви. — 2009. 453 с.

Лука (Войно-Яснецкий, свт. Я полюбил страдание: автобиография. —  2-е изд.  — Минск:  Белорусская Православная Церковь, 2014. — 127 с.

Марущак, Василий протодиакон. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 416с.   

Нестерова О. Благословение от святого Луки. /Ольга Нестерова. — Целитель. —  2005. — №10 — С.  10

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Любить ближнего своего… Слово на Евангелие от Луки, гл10, стихи 25-37 //Врата небесные. — 2010. — №2. — С.26-27

Холмовская, М. Подвиг святителя Луки. — Природа и человек. Свет. — 2004. — №5. — С.71-73

Чудеса по молитвам святителя Луки (Войно-Ясенецкого) /сост. А.В.Велько.  — 2-еизд. — Минск:Белорусская Православная Церковь, 2014. — 191с.

Метки: , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Войти с помощью: