ПЕРСОНА ГОДА «Франциск, сын Луки, из Полоцка…»

500-летие белорусского книгопечатания на протяжении этого года отмечают по всей Беларуси. Эта дата имеет непосредственное отношение к едва ли не самой известной исторической личности Беларуси –  Франциску Скорине.

Для своего времени Скорина сделал очень многое, тем самым повлияв на день сегодняшний. Это был один из самых образованных людей своего времени, новатор, человек думающий, ищущий, предприимчивый.

Знаменитый полочанин жил на стыке эпох Средневековья и Нового времени, которое называют европейским Возрождением. Во-первых, это эпоха великих географических открытий (Колумб открыл Америку в 1492 году), породившая множество путешественников и авантюристов, мечтающих о лучшей жизни. Во-вторых, это время невероятного взлёта науки, культуры, искусства: в 1543 году была обнародована гелиоцентрическая теория Николая Коперника (Земля крутится вокруг Солнца). В это же время происходит распространение гуманистических идей, признающих значимость человеческой личности.

Но не менее важным достижением этого периода можно считать появление печатной книги. Изобретатель издательского дела доподлинно известен – это немецкий ювелир, гравёр и резчик Иоган Гутенберг. К концу 15 века в Европе открылось полторы тысячи типрографий, которые издали 40 тысяч книг тиражом 10-12 миллионов экземпляров.

Вот в такое время и пришёл в мир Франциск Скорина, датой рождения которого принято считать 1490 год. Франциск появился на свет в Полоцке, который входил тогда в состав Великого княжества Литовского, самого большого государства Европы. Память про родную землю и свой родной город Скорина пронёс на протяжении всей жизни. С неизменным постоянством и даже каким-то упорством он отмечал в книгах своё происхождение «из славного города Полоцка».

Родился Франциск в относительно обеспеченной семье. Его отец, Лукьян Скорина, занимался торговлей, активно вел куплю-продажу с немецкими землями, Польшей,  Московской Русью.

Первоначальное образование юный полочанин получил  в доме родителей, а также в монастыре бернардинцев. Франциск научился читать, писать кириллическими литерами, изучил латынь. К слову, в то время детей обучали по религиозным рукописным книгам.

Сын купца не имел шляхецкого звания. Но в те времена благодаря знаниям и образованию человек мог переступить сословные границы, заслужить доверие и уважение даже королевских особ. 

 И вот мы уже узнаём, что в 1504 году способный полочанин выдержал все экзамены и поступил в Краковский университет, славившийся своей демократичностью. Университет был главной высшей школой не только для Польши, но и для Великого княжества Литовского (на его территории Виленский университет будет основан лишь в 1579 году). Поэтому нет ничего удивительного, что Скорина, изучивший к этому времени в Полоцке латынь (преподавание по всей Европе велось только на этом языке), отправился за знаниями в польский Краков.   За обучение он смог внести самый скромный взнос, но способного юношу приняли.

Краковский университет является старейшим во всей Польше и одним из старейших в Евроне.  Он был основан в 1363 году польским королём Казимиром Великим. 

 Краковский университет в те годы переживал свои лучшие времена и был открыт для всех иностранных студентов: такова была идея его основателя – Казимира Великого. Здесь учились студенты немецкого, венгерского происхождения, даже из далеких территорий: скандинавы, итальянцы, испанцы.

Жизнь студентов тех времён была довольно суровой и будничной, наподобие монашеской: строгая регламентация занятий и труда, контроль над учебным и свободным временем. Жили ученики в бурсах — общежитиях рядом с университетом. Многие были очень бедны, нанимались на подработку к магистрам и профессорам университета.

В 16 веке плата за обучение составляла 8 грошей. Не за семестр, не за учебный год, а за все время обучения. Пусть не кажется вам эта цифра несерьезной: за эти деньги можно было купить двух коней. Для семьи Скорины это была серьезная сумма: заплатить столько за стремившегося к знаниям младшего сына полоцкий купец Лука не мог. А потому в метрике поступивших за 1504 год напротив имени нашего будущего первопечатника записано: 2 гроша. Так что, возможно, и он прислуживал профессорам за обедом: ничего обидного, услуга за услугу. Тогда студентам не возбранялось просить даже милостыню.

Дневной свет был очень ценен, а потому в летнем семестре занятия начинались уже в 5 часов утра. Зимой немножко позднее, в 7 часов. До обеда были лекции, потом перерыв, а потом упражнения, когда они все учили наизусть: возвращались в бурсы и долго повторяли, чтобы запомнить. 

Для лучшего усвоения на протяжении определённого времени изучался какой-то один предмет, или несколько близких. После каждой лекции проводились калоквиумы – обсуждения, на которых выяснялось, как студенты освоили материал, умеют ли его применить. Повторения пройденного были ежедневными, еженедельными и ежемесячными. По субботам проходили диспуты на различные темы. Сначала выступали преподаватели, оспаривали либо соглашались с мнением магистра, затем давали слово студентам-бакалаврам, которые проучились уже два года. Студенты в таких мероприятиях учились дискуссировать и аргументировать своё мнение.

Такова была внутренняя жизнь университета. И, проучившись таким образом два года, Франциск сдал экзамен на бакалавра. Теперь он мог сам учить детей в школах при университете, а значит, и зарабатывать. Позже он защитит научную ступень доктора философии.

Зал, где студенты держали экзамены, и где им присваивали учёные ступени. Ступень бакалавра Франциск Скорина получил именно в этом зале.

Здесь, учась в Кракове, Скорина впервые столкнулся с искусством книгопечатания. Ему попали в руки первые отпечатанные в  1491 году книги – это были “Актоих” и “Часослов” Фиолия Швайнтпольта на церковнославянском. В то время Франциск ещё не знал, что через десять лет сам станет печатать книги.

А пока он много учится, приобретает знания и соответствующий статус человека учёного. Он действительно был талантливым и одарённым, учитывая то, как стремительно осваивал науки и получал новые звания и титулы. Франциск знал несколько языков, что позволило ему в дальнейшем много путешествовать по Европе.

 Нам известно, что в 1512 году Скорина прибыл в Падую (Италия) и экстерном (без учёбы в заведении) блестяще сдал экзамен в Падуанском университете на звание доктора лекарских наук. Докторская ступень давала много значительных привилегий – переход в высшее сословие, освобождение от налогов и военной службы.

Об этом событии сохранились архивные материалы. Так, 6 ноября 1512 года Франциск Скорина в присутствии 14 профессоров медицины из Падуи и Вероны блестяще прошёл предварительную проверку, а ещё через пару дней в бископском дворце в присутствии самого бискупа викария похвально и безукоризненно ответил на все вопросы экзаменаторов, и был объявлен доктором лекарских наук.

Где Скорина так хорошо изучил медицинское искусство, неизвестно. Логично рассмотреть ближайшие учебные заведения Кракова и Праги. Тогда встаёт вопрос: почему Скоина сдавал экзамен так далеко от дома, в Италии? Ещё интересно и то, что в экзаменационных актах его называют “секретарём короля Дакии” (возможно, речь идёт про Данию?). Понятно одно – на месте Скорина не сидел, за всю свою жизнь он исходил немало стран и городов. Вот перечень городов, где, мы знаем, он доподлинно бывал: Вильня (ВКЛ), Краков и Познань (Польша), Капенгаген (Королевство Дания), Падуя (Венецианская Республика), Прага (Колролевство Чехия), Витенберг (Курфюрство Саксония), Москва (Великое Княжество Московское), Кенигсберг (Прусское Герцогство). В далёких путешествиях по Европе Франциск неустанно приобретал новые знания  и опыт.

Где был Скорина и что делал в ближайшие пять лет после экзамена в Падуе, история умалчивает, до того самого момента, когда  в 1517 году он оказался в Праге, столице Чехии. В Чехию белорусского гуманиста могла притянуть невероятная веротерпимость, которая господствовала в этой стране. Тут после победы гуситского движения вплоть до начала 17 столетия существовала уникальная конфессионная ситуация, которая формировала равноправие всех христианских конфессий. Подобная ситуация в те времена (когда в Европе пылали костры инквизиции и истреблялись любые проявления вольнодумства) существовала кроме Чехии только в двух государствах – Венецианской Республике и ВКЛ.

Здесь, в Праге, 27 лет от роду, Франциск занялся печатным делом. Переводил, иллюстрировал, писал предисловия. Так была издана его первая книга “Псалтырь”. Это одна из самых популярных  и распространённых в христианстве книг Библии.

 Многие исследователи склоняются к мысли, что в Праге Скорина, скорее всего, не создавал свою типографию, а воспользовался услугами местной – в Старом городе. А гравюры ему, очевидно, помогали делать пражские мастера на основе сделанных ранее.

Чем же примечателен Скорина-книгоиздатель, ведь книги издавались и до него? Скорина первым начал издавать книги в Беларуси (тогда ВКЛ) на родном языке. И изданный им «Псалтырь» считается первой печатной книгой на белорусском языке. Собственно, белорусского языка как такового в то время не существовало, и язык книг Скорины именуют западнорусским изводом церковнославянского. В этом деле финансово поддержали Скорину земляки – белорусские купцы и члены виленского магистрата.

Здесь же, в Праге, на протяжении двух лет Скорина выпустил иллюстрированную «Библию» в трёх томах, куда вошли в общей сложности 22 книги Ветхого Завета, тиражом в несколько тысяч экземпляров. Чтобы получить такое количество рукописных книг, сотни переписчиков должны были ежедневно работать на протяжении 5 лет.

Скорина также перевёл эти произведения на белорусский язык, источником послужила чешская Библия. Эти красиво оформленные издания были не очень дорогими – автор хотел сделать знания доступными для «людей простых, посполитых» (то есть небогатых, скромных). Поэтому и стиль изложения библейских сказаний был максимально приближен к простому народному языку. Открывал издания титульный лист с пометкой: “Библия руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька… людем… к доброму научению”.

В книгоиздание тех времён Франциск Скорина также внёс нововведения: небольшой формат книги, титульный лист, применил разные формы для мылых и больших литер, отделил слова, т.е. использовал пробелы –  в те времена целые фразы писальсь слитно, что сильно затрудняло чтение. На полях давал пояснения отдельных церковнославянских слов, которые могли быть непонятны простым людям, свёл к минимуму цитлы – надстрочные знаки. Например, слово “Господь” в старославянском языке писали сокращённо – “ГДЬ”, а вверху над буквами ставили цитла, это означало, что слово сокращено.

Каждое своё издание Скорина сопровождал предисловием либо послесловием, где доходчиво объяснял религиозный текст. Делалось это по той причине, что в 16 столетии даже многие православные священники были неграмотными. Поощрялась лишь слепая вера в Бога, а знания и светские науки причислялись к бесовской хитрости.

Все пражские книги Скорина красиво дополнил гравюрами, заставками, инициалами. Но самым необычным и единственным за всю историю изданий Библии в Восточной Европе стал портрет издателя, который он дважды разместил в своих книгах. Надпись, сопровождавшая гравюру: «Доктор Франциск Скорина». Поэтому сегодня мы и знаем, как выглядел Скорина.

В 1520-1521 годах Скорина покинул Прагу и вернулся на родину – в ВКЛ. Зачем надо было покидать Прагу, где дела шли столь успешно? Возможно, страшная чума, которая обрушилась на город в 1520 году, прогнала Скорину из Чехии. Так или иначе, по приезде в Вильно Скорина остановился в доме бурмистра Якуба Бабича. Здесь он продолжил издательское дело: сам бурмистр разместил в своём собственном доме типографию, а Богдан Оньков финансировал издательское дело и налаживал торговые связи с рынком Московского княжества.

Параллельно с издательской деятельностью Скорина работал секретарём у виленского бискупа. Кроме работы налаживалась в Вильно и его семейная жизнь. Он женился на вдове своего друга – Маргарите. Правда, семейное счастье было недолгим, Маргарита умерла спустя четыре года, оставив Скорине двух сыновей – Франциска и Симеона.

Но тогда всё только начиналась, и открытая Скориной типография была самой первой в Литве. Так в 1522 году впервые на территории ВКЛ вышла и печатная книга – это была «Малая подорожная книжица» — сборник религиозных и светских произведений. Ещё через три года появился «Апостол». Как и в предыдущих изданиях трудные для восприятия слова и богословские термины разъяснялись на полях. Надо сказать, что католическая и православная церкви не признавали библейских переводов Скорины. Издатель обращался вольно со Священным писанием – опускал целые разделы, делал свои перестановки, к тому же не имел монашеского звания и разрешения церкви на выпуск книг. В предисловиях и послесловиях он часто ссылался на разных государственных деятелей и философов. К тому же библейские произведения Скорины не имели принадлежности к какой-то одной христианской конфессии – православью, католичеству или протестантизму. Скорина обращался ко всем христианам, тем самым объединяя народы с разными религиозными взглядами.

В красноречивых предисловиях, которые отражали его гуманистические взгляды, прослеживаются черты многих литературных жанров, позже получивших своё развитие в белорусской литературе. Поэтому Франциск Скорина вошёл в историю не только как белорусский и восточнославянский первопечатник, но и как философ-гуманист, писатель, поэт, переводчик с нескольких древних и новых языков, как редактор и издатель.

С выходом «Апостола» издательская деятельность Скорины остановилась. Так случилось, что последующие десять лет для Скорины прошли в череде судебных тяжеб, попытках книгопечатания, переездов и даже тюремного заключения.

В 1529 году, когда внезапно умерла жена Маргарита, ее родственники начали судиться со вдовцом за наследство. А когда вскоре умирает и его старший брат Иван, уже за его наследство и долги, в 1532 Франциск Скорина на несколько месяцев окажется в тюрьме в польской Познани. И только настойчивость племянника Романа и благоволение короля Сигизмунда I вызволят его из тюрьмы. Эта тюремная история даже пошла ему в некотором смысле на пользу: король Сигизмунд издал целых два привилея. В одном Скорина признается невиновным и получает свободу, а в другом ему даруются королевские милости — защита от судебных преследований и арестов, гарантируется полная неприкосновенность имущества и освобождение от повинностей и городских служб. Да, непростым человеком был Франциск, раз сам король так ему благоволил.

Но благоволение это в звонкую монету Скорина обратить не смог. И когда один за другим умирают его меценаты (сейчас мы назвали бы их спонсорами) — Якуб Бабич, Богдан Онков, Константин Острожский – его типографский станок останавливается. На этот раз навсегда. После Вильны Франциск Скорина книг не издавал. 

Одинокий вдовец, немного за сорок, с двумя сыновьями на руках, которого пытаются разорить златолюбивые Маргаритины родственники, он вынужден думать о заработке. Из Вильны он уезжает. Навсегда. 

Ряд историков высказывает мнение о том, что Скорина побывал на Руси. Он привез свои книги в Москву. Но судьба их, к несчастью, оказалась печальной: книги были признаны еретическими и публично сожжены.

Доподлинно известно, что в Франциск Скорина вместе с двумя сыновьями возвращается в Прагу и устраивается доктором и учёным-ботаником в новый ботанический сад при дворе чешского короля Фердинанда 1, благо разбирается в лекарственных и иных растениях, ведь именно травы  тогда были основным средством в борьбе с болезнями. К слову, Пражский Королевский сад существует и поныне.

Мы знаем, что Скорина принимал активное участие в закладке и дальнейшем совершенствовании  Королевского парка, разбивал новые аллеи, закладывал оранжереи, создал концепцию Королевского сада, подготовил проектные эскизы, которые на протяжении столетий определили его дальнейшее развитие.  Кстати, именно Скорина первым в Чехии стал выращивать цитрусовые культуры – апельсины и лимоны. 

Пражские годы жизни Скорины прошли относительно спокойно. Известно, что в 1541 году в Праге случился сильный пожар, в котором погиб его сын Франтишек. Что же касается самого первопечатника, то как и когда закончилась его земная жизнь, точно не известно. Историки склоняются к мнению, что случилось это в 1552 году. Архивы свидетельствуют, что Симеон пошёл по стопам отца, также работая доктором и садовником…

После смерти Скорины, во второй половине 16 столетия, одна за другой начинают открываться типографии в Бресте, Несвиже, Вильно и других белорусских городах и местечках. Книги Скорины стали примером для нового поколения просветителей: Сымона Будного, Василия Тяпинского, Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца, братьев Мамоничей, которые перенимали и развивали дальше идеи своего предшественника. Прошло совсем немного времени, и издательское дело в Беларуси 16 века стало массовым. Поэтому неудивительно, что именно с земель ВКЛ в соседнюю Московию попадают первые печатные православные книги и приезжают мастера печатного дела.

То, что Франциск Скорина был во многом первым, это уже непреложный факт. У  белорусского народа есть полное право гордиться своим выдающимся земляком.

Антоновская Инна Николаевна (главный библиотекарь Отдела обслуживания и информации)

Источники:

 1. Ирина Бурдакова, И. Франциск Скорина: интересные факты : [Электронный ресурс] / Ирина Бурдакова. — Режим доступа :  http://geo-storm.ru;

2. Галоўка, С. Па нябачных слядах / Сяргей Галоўка // Беларуская думка. — № 8. – 2017. – С. 34-40;

3. Канецкі, А. Культурная спадчына Францыска Скарыны / Аляксей Канецкі // Заря. – 2 сентября. – 2017. – С. 8;

4. Пархац, Д. Невыведныя шляхі / Дзяніс Пархац // ЛіМ. – 1 верасня. – 2017 . – С.4;

5. Плескачевская, И. Исторические прогулки с Франциском Скориной. Краков : [Электронный ресурс] / Инесса Плескачевская. — Режим доступа : https://www.sb.by;

6. Степан, В. Скорина и его бизнес-план : [Электронный ресурс] / Владимир Степан. — Режим доступа : http://sozvuchie.by;

7. Трефилов, С. Неизвестный Скорина: агент ВКЛ, дипломат и заключенный / Сергей Трефилов // Комсомльская правда. – 4 августа – 2017. – С. 7.

Метки: , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий