Уроки Фемиды

правовая игра

Вед. Древнеримский политический деятель Марк Туллий Цицерон говорил: «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл».

Сегодня мы не просто будем говорить о ваших правах и обязанностях, но выясним, как хорошо вы понимаете, что они означают и разбираетесь ли в законах, по которым мы живем. Предлагаем вам принять участие в правовой игре «Уроки Фемиды». Разделитесь на две команды (ребята делятся на две команды)

Видим, что наши команды уже готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить жюри, которое будет судить нашу игру (представление жюри).

Почему же мы назвали нашу игру «Уроки Фемиды»? Подскажите, кто такая Фемида? (ребята отвечают)

/ видеоролик «Фемида» /

Итак, Фемида призывает соблюдать закон, но всегда ли мы следуем ее советам? И знаем ли мы законы? Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество — это господство законов.

Основной Закон нашего государства Конституция Республики Беларусь. Это главные правила, которые установили для себя граждане Республики Беларусь. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.

Проверим, как хорошо вы знаете Конституцию Республики Беларусь. Проведём блиц-викторину. Каждая команда за одну минуту попытается ответить, как можно на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего вопросов 15 и значит за этот конкурс команда может получить максимально 15 баллов (команды отвечают).

Вопросы 1 команде:

  1. В каком году была принята Конституция Республики Беларусь? (в 1994 году)
  2. Сколько разделов содержит Конституция Республики Беларусь? (девять)
  3. Кто является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь? (народ)
  4. Назовите административно-территориальные единицы Беларуси (области, районы, города, посёлки городского типа, сельские населённые пункты)
  5. Согласно Конституции, кому принадлежат недра, воды и леса Беларуси? (государству)
  6. Назовите государственные языки Республики Беларусь (белорусский и русский языки).
  7. Какие граждане Республики Беларусь не имеют право участвовать в выборах, голосовать? (граждане, не достигшие 18 лет; граждане, признанные судом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей)
  8. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные народные голосования или … Как по-другому? (референдумы)
  9. Кто может быть избран Президентом Республики Беларусь? (гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в РБ не менее десяти лет непосредственно перед выборами)
  10. Когда выборы считаются состоявшимися? (если в голосовании приняли участие более половины граждан РБ, включённых в список избирателей)
  11. Что издаёт Президент на основе и в соответствии с Конституцией? (декреты, указы и распоряжения)
  12. Из каких двух палат состоит Парламент РБ? (Палаты представителей и Совета Республики)
  13. Может ли одно и тоже лицо одновременно являться членом двух палат Парламента? (нет)
  14. Назовите срок полномочий Парламента (4 года).
  15. Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей. А затем? (в Совете Республики)

Вопросы 2 команде:

  1. Назовите символы Республики Беларусь как суверенного государства (Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн).
  2. Назовите форму государственного устройства Республики Беларусь? (унитарное демократическое социальное правовое государство)
  3. Кто назначает республиканские референдумы? (Президент РБ)
  4. Сколько подписей избирателей должен собрать кандидат на должность Президента Республики Беларусь? (не менее 100 тысяч)
  5. Может ли Президент Республики Беларусь занимать другие должности? (нет)
  6. Кто может стать депутатом Палаты представителей? (гражданин РБ, достигший 21 года)
  7. Сколько раз в год собираются Палаты на очередные сессии? (два)
  8. Кто возглавляет единую и централизованную систему органов прокуратуры? (Генеральный прокурор)
  9. За счёт чего формируются бюджетная система Республики Беларусь? (за счёт налогов и других обязательных платежей)
  10. Кто обеспечивает проведение выборов? (избирательные комиссии)
  11. После чего Президент вступает в должность? (после принесения Присяги)
  12. Деятельность каких религиозных организаций запрещена в Беларуси? (деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь)
  13. Согласно Конституции собственность может быть государственной и… Какой ещё? (частной)
  14. В праве ли избиратель отказаться участвовать в выборах? (да)
  15. Кто назначает премьер-министра? (Президент Республики Беларусь с согласия Палаты представителей)

Сегодня в мире существует множество государств, которые населены огромным количеством людей. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, культура. То, что для одних народов является нормой, у других вызывает смех, у третьих – негодование. Подобно различиям в культурах, у государств существуют различия и в праве. И, сейчас, мы с вами вспомним самые интересные, смешные и самые необычные законы разных стран мира. Каждой команде по очереди будет задан вопрос. За правильный ответ – 1 балл. Если команда не знает, право ответить переходит другой команде. Всё понятно? Начинаем (команды отвечают на вопросы).

  1. В США был принят закон о том, что двери всех зданий должны открываться только наружу. Как вы думаете, почему? (чтобы легче можно было покинуть здание во время пожара)
  2. Провоз какого товара приравнивается в Сингапуре к контрабанде и наказуется штрафом в размере более 5000 американских долларов? (жевательной резинки)
  3. Почему на железнодорожных вокзалах Великобритании нельзя целоваться? (из-за влюбленных парочек, страстно прощавшихся на перронах, поезда регулярно отправлялись с опозданием)
  4. Какое имя нельзя давать поросятам во Франции? (Наполеон)
  5. Почему в Китае вы можете быть подвергнуты суду, если спасете утопающего человека? (это может быть расценено, как вмешательство в его судьбу)
  6. А за что может получить штраф или даже более строгое наказание муж в Самоа? (забыл о дне рождении жены)
  7. Каких птиц нельзя кормить в Венеции? И почему? (голубей, которые портят облик исторических зданий, а также оставляют помет на улицах и площадях)
  8. По воскресеньям после полудня в Австралии запрещено появляться в общественных местах в брюках определённого цвета. Какого? (розового)
  9. Где запрещено регистрироваться канадцам, не достигшим 16 лет? (в социальных сетях)
  10. В каком случае в Чехии полицейский имеет право поцеловать и обнять прохожую девушку? (если он заметил, что она плачет, это считается душевной помощью)

В своей жизни мы часто сталкиваемся с юридическими понятиями и терминами. А хорошо ли вы знаете, что обозначают эти термины? Сейчас мы это и проверим. Каждой команде я дам листок, на котором с одной стороны перечислены юридические термины, с другой их определения. Ваша задача правильно соотнести термины и определения. Вам даётся 3 минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальная оценка – 6 баллов. Начали (команды выполняют задание и передают листки жюри).

Задание 1 команде:

Презумпция невиновности Международный договор, обязательный для исполнения теми государствами, которые его подписали
Конвенция Предположение о невиновности лица, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда
Алименты Выборное лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления
Присяжный заседатель Письменное обращение в суд за защитой нарушенного права и одновременно к лицу, нарушившему это право, с требованием об исполнении обязательств
Исковое заявление Одна из форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей
Попечительство Средства на содержание каких-либо членов семьи (чаще всего – детей)

Задание 2 команде:

Уголовная ответственность Единый закон, в котором объединены нормы права, регулирующие определённую область общественных отношений
Кодекс Человек, обладающий правом вступать в правоотношения
Физическое лицо Правовое последствие, результат применения норм уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление
Импичмент Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо смягчения наказания
Брачный договор Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента
Амнистия Соглашение мужчины и женщины (собирающихся вступить в брак или уже состоящих в браке) о том, какие имущественные права будет иметь каждый из них в браке или в  случае его расторжения

С незапамятных времён о законах, морали и праве всегда много говорят и спорят, в том числе и известные люди. Что же они говорят? Мы сейчас и узнаем. Вам нужно завершить высказывания выдающихся людей об общественной морали, нравственности, праве и законе. Выберите из трёх вариантов ответа – правильный. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. ______ состоит в том, чтобы быть в зависимости только от законов. (Ф. Вольтер)

-счастье;

-свобода;

-равенство.

  1. Лучшие законы рождаются из _____. (Ж. Жубер)

-норм;

-правил;

-обычаев.

  1. ______ — это великая формула людей. (А. Барбюс)

-равенство;

-свобода;

-справедливость.

  1. Нравы – это люди, _____ — разум страны. (О. Бальзак)

-права;

-законы;

-убеждения.

  1. ______ заключается в том, чтобы воздать каждому своё. (Цицерон)

-справедливость;

-правосудие;

-закон.

  1. Закон управляет людьми, ____ — законом. (Т. Фуллер)

-совесть;

-нравы;

-разум;

  1. Видеть ______ и молчать – это значит самому участвовать в ней. (Ж.-Ж. Руссо)

-преступление;

-несправедливость;

-кража.

  1. Человек есть не что иное, как ряд его ____. (Г. Гегель)

-добродетелей;

-добрых дел;

-поступков.

  1. Разум и _____, не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть. (И. Гёте)

-честь;

-совесть;

-сердце.

  1. Самый заклятый враг права — _____. (М. Эбнер-Эшенбах)

-несправедливость;

-нравы;

-привилегия.

Как видим, лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени. К сожалению, очень часто права человека нарушают. Как это происходит мы сейчас увидим. Каждой команде будут показаны отрывки из известных фильмов и мультфильмов, в которых нарушены какие-то права. Ваша задача: определить какие права нарушены и назвать фильм. Максимальная оценка – 2 балла (команды смотрят отрывки и отвечают).

Отрывок 1 команде:

/ отрывок из фильма «Бриллиантовая рука» (герой А. Миронова на рыбалке покушается на жизнь героя Ю. Никулина) /

Верно, право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. А фильм «Бриллиантовая рука».

Отрывок 2 команде:

/ отрывок из фильма «Джентльмены удачи» («ограбив» квартиру герои фильма убегают от дворника) /

Какое же право нарушили герои фильма? (ребята отвечают) Да, неприкосновенность собственности. Всеобщая декларация прав человека (статья 17) предусматривает, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, и никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Фильм «Джентльмены удачи».

Отрывок 1 команде:

/ отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая» фильм 2 (попугая Кешу заперли в клетке) /

Неприкосновенность личности — принцип, согласно которому человек не может быть произвольно лишён свободы. Мультфильм «Возвращение блудного попугая».

Отрывок 2 команде:

/ отрывок из мультфильма «Летучий корабль» (песня Забавы о браке) /

Право вступать в брак и основывать семью. Всеобщая декларация прав человека (статья 16) предусматривает, что брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. Мультфильм «Летучий корабль».

Отрывок 1 команде:

/ отрывок из фильма «Кавказская пленница» (герои фильма «наказывают» Саахова за похищение) /

Почему герои фильма не правы, наказывая таким образом виновного? (ребята отвечают) Во Всеобщей декларации прав человека сказано: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты» (Статья 11). Фильм «Кавказская пленница».

Отрывок 2 команде:

/ отрывок из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (соседка расспрашивает главного героя об уходе жены) /

Как соседка нарушила права главного героя? (ребята отвечают) Во Всеобщей декларации прав человека в статье 12 говорится о том, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь. Фильм «Иван Васильевич меняет профессию».

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности.  Давайте проверим хорошо ли вам известны ваши права и обязанности в школе. Я буду зачитывать предложение, а ваша задача определить – это ваше право или обязанность. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку.  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (команды отвечают).

  1. правовая и социальная защищенность (право)
  2. старательно учиться (обязанность)
  3. выбирать профиля обучения (право)
  4. бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями (право)
  5. достойно вести себя в школе и за ее пределами (обязанность)
  6. заботиться о чести класса, школы, поддерживать ее традиции (обязанность)
  7. поощрение и вознаграждение за успехи в учебе (право)
  8. бережно и с уважением относиться к национальной истории и культуре своего и других народов (обязанность)
  9. защита труда и здоровья в процессе обучения (право)
  10. представлять школу на конкурсах, олимпиадах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями (право)
  11. не унижать достоинство людей, уважать их взгляды и убеждения (обязанность)
  12. овладевать устойчивыми знаниями и практическими навыками, быть дисциплинированным (обязанность)

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. А обязанность капитана вести за собой команду и помогать в сложных ситуациях. И следующий конкурс для наших капитанов. Им предстоит нелёгкая задача – угадать, что находится в коробке по пяти подсказкам (показываются коробки). Если капитан ответит после первой подсказки, команда зарабатывает 5 баллов. После второй – 4 балла и т. д. (капитаны выходят и отвечают)

Для капитана 1 команды:

  1. Документ, рекомендованный для всех стран — членов ООН, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН;
  2. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  3. Состоит из преамбулы и 30 статей;
  4. Первый универсальный международный акт по правам человека;
  5. В ней закреплено всеобщее признание того, что основные права и основополагающие свободы внутренне присущи всем людям.

(Всеобщая декларация прав человека)

Для капитана 2 команды:

  1. Документ, принятый 15 марта 1994 г.;
  2. Состоит из преамбулы и 9 разделов;
  3. Основной закон Республики Беларусь;
  4. Гарантирует каждому гражданину Республики Беларусь свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности;
  5. Базируется на трех основных компонентах: регулирование прав и свобод, установление государственного механизма, регламентирование законодательной системы и системы правосудия.

(Конституция Республики Беларусь)

Вот мы и выяснили, что законы мы в основном знаем в правах и обязанностях разбираем, и переходим к нашему последнему конкурсу «Сказочный юрист».

На следствии многие правонарушители, выгораживая себя, начинают придумывать то, чего не было, рассказывать сказочные истории про себя. Мы с вами тоже любим сказки. Давайте вспомним некоторые из них. Вам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить её название. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда не знает, право ответить переходит другой команде (команды отвечают на вопросы).

Вопрос 1 команде:

В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)

Вопрос 2 команде:

Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»).

Вопрос 1 команде:

В этой сказке речь идёт об искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает («Колобок»).

Вопрос 2 команде:

В этой сказке речь идет о трех братьях близнецах, которые подверглись нападению злого серого разбойника. Мужество и смекалка старшего брата помогли сохранить жизнь и здоровье близнецов («Три поросенка»).

Вопрос 1 команде:

В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью («Курочка Ряба»).

Вопрос 2 команде:

В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Замечательно справились с заданиями наши команды и пока жюри подводит итоги расскажу вам притчу «Помни: твоей мерой измерят и тебя самого».

«Одна семья жила бедно, но славилась на всю округу своей честностью и справедливостью. А кормило их нежнейшее масло, которое делала жена. По утрам женщина изготавливала его в круглых формах, и каждый сливочный диск весил один килограмм. Муж продавал продукт знакомому бакалейщику, а на вырученные средства покупал в лавке все необходимое, включая спички, хлеб и сахар.

Но как-то раз бакалейщик заподозрил неладное! Ему показалось, что очередная партия, которую принес бедняк, весит меньше, чем обычно. Лавочник не поленился и взвесил каждый круг. Действительно, их вес был ровно на 100 граммов меньше положенного. Бакалейщик пришел в ярость, но решил подождать следующего дня.

И вновь бедняк пришел к нему, чтобы продать сливочный продукт. Торговец гневно высказал ему свои претензии:

— Как ты мог! Мы договаривались, что ты будешь поставлять мне масло весом в килограмм. А ты обманул меня – каждый круг весит не больше 900 граммов! Можешь больше не приходить сюда, я найду другого поставщика, — кричал толстяк, потрясая кулаками.

Было видно, что бедняк удивлен и расстроен. Впрочем, мужчина не растерялся и ответил:

— Господин, мы слишком бедны, чтобы иметь весы. И всякий раз, покупая у тебя килограмм сахара, я делал его своей мерой, по которой и взвешивал масло».

Желаем вам по жизни не встречать таких нечестных торговцев и самим так не поступать. А сейчас слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги игры, награждается лучшая команда)

И в заключении нашей игры хочется сказать: “Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!”. Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Составитель: заместитель директора ГУК «Пружанская ЦБС» Кумакова О.В.

Источники.

  1. Административное деление Беларуси : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org.
  2. Базан, Татьяна О правах человека в шутку и всерьез : правовая игра : [Электронный ресурс] / Татьяна Базан. – Режим доступа : http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai.
  3. Бородачёв, Антон Необычные законы в разных странах мира : [Электронный ресурс] / Антон Бородачёв. – Режим доступа : https://my-travel-diary.by.
  4. Всеобщая декларация прав человека. – Минск : Беларусь, 1998. – 16 с.
  5. Гуминская, Т. Без законов жить нельзя / Т. Гуминская // Азбука права / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2015. – С. 10 – 29.
  6. Дорожкина, Наталья Азбука права : викторина / Наталья Дорожкина // Читаем. Учимся. Играем. – 2018. — №4. – С. 95 – 96.
  7. Жемчужины мысли / сост. А.А Жадан. – Минск : Беларусь, 1991. – 477 с.
  8. Конституция Республики Беларусь. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2014. – 159 с.
  9. Марк Туллий Цицерон : цитаты : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.citaty.net.
  10. Маслакова, М.Н. Сам себе адвокат : деловая игра / М.Н. Маслакова // Читаем. Учимся. Играем. – 2004. — №7. – С. 65 – 70.
  11. Мир права. Конституция Республики Беларусь : внеклассное мероприятие : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://school3vileiyka.edu.minskregion.by.
  12. Мустафаева, Ольга Человек. Государство. Закон : правовая игра для старшеклассников : [Электронный ресурс] / Ольга Мустафаева. — Режим доступа : http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai.
  13. Подросток и закон : игра : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://infourok.ru.
  14. Помни: твоей мерой измерят и тебя самого : притча : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://mirpozitiva.ru.
  15. Права человека : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org.
  16. Ребёнок и школа : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mir.pravo.by.
  17. Смешные законы разных стран : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://five.kz.

Метки: , , , , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Войти с помощью: