Православный вечер
Чтец. Любовь дороже всех алмазов
И золота со всей земли,
Сапфиров, яхонтов, топазов,
Что больше и ценней любви?
Любовь описана в романах,
Воспета в песнях и стихах,
Показана на всех экранах,
«Любовь, любовь», — звучит в устах;
Любовь земную забывают,
Несовершенная она,
И солнца свет лишь отражает,
Как ночью звёздною луна;
Любовь — то не судьбы подарок,
Она от неба — Божий дар,
В любви нет пятен и помарок,
Светлей и слаще, чем нектар;
Любовь — источник Совершенства,
Во всех поступках и делах,
В ней счастья ключ и путь блаженства,
Гарант на место в небесах;
Любовь — есть Бог, Любовь — Спаситель,
Основа неба и миров,
Друг! В сердце сотвори обитель,
В которой может жить любовь!
(Вячеслав Радион «Любовь»)
Ведущая. 14 февраля католический мир празднует День святого Валентина – день любви и верности. В православном мире днём любви считают 8 июля – День памяти святых Петра и Февронии, князя и княгини Муромских, о которых можно сказать: «Они жили долго и счастливо, и умерли в один день».
В середине XVI века в Москве на основе устных легенд церковным писателем Ермолаем (Еразмом) Прегрешным была написана «Повесть о Петре и Февронии». Повествование — это не просто история любви крестьянской девушки и князя, но и образ идеального брака, каким он виделся нашим предкам.
/ отрывок из фильма «Пётр и Феврония. История вечной любви» /
Пришлось князю Петру сразиться с чудовищем-оборотнем, змеем-поганым. Во время битвы попало на Петра несколько капель змеиной крови. И там, куда попала отравленная кровь чудища, образовались незаживающие раны. Ни один лекарь не мог помочь ему. Мучения молодого княжича были ужасны. Он смиренно их претерпевал, но мечтал о том дне, когда тело его, исцелившись от болезни, очистится, когда уйдут страшные боли. Слуги, любящие своего господина, искали лекаря повсюду. Многие пробовали лечить Петра, да не вылечил никто. Наконец дошли слуги и до рязанской земли. Там в одной из деревень встретили девицу Февронию – дочь бортника-древолаза, собирателя дикого мёда.
/отрывок из фильма «Пётр и Феврония. История вечной любви» /
Стала Феврония лечить Петра. Велики были её познания во врачевании, но имелся у девушки и дар прозорливости. Понимала она, что не сдержит князь своё обещание. И наказала ему, помазав тело лекарством, один струп оставить нетронутым, а зачем – не пояснила. Исцелился Пётр и на радостях прислал своей спасительнице… нет, не сватов, а всего лишь ценные подарки. Но Феврония их не приняла.
А вскоре от невылеченного струпа всё тело Петра вновь покрылось язвами. Вернулась болезнь. Во второй раз приехал князь к девушке. С покаянным видом, с опущенным главой, со словами прощения. А у Февронии один ответ: «Женишься – исцелю». Что ж, давши слово – держи!
Стоя в церкви пред алтарём рядом с невестой князь уже не стыдился избранницы. В Муроме молодых встречали радостно под колокольный звон. Челядь, ликуя, выстроилась рядами. «Совет вам да любовь!» — кричали на пиру.
Чтец. Душа должна души коснуться.
И от касанья – задрожать.
Ожить, оттаять, встрепенуться,
Тиски свои на миг разжать.
Понять устойчивость к пожару.
На ощупь. Ширь и глубину.
Как пальцы, взявшие гитару,
С опаской трогают струну.
Душа с душой должны сливаться.
В один аккорд, в единый стон.
Не прекращая изумляться,
Что можно просто. В унисон.
Душа должна другую душу
Понять мгновенно и принять.
И научиться молча слушать.
Или, точнее, осязать…
Тогда (Восьмое чудо света!)
Вскипит, разбуженная кровь,
Являя в дымке предрассветной
Для вас рожденную Любовь!
(Злата Литвинова)
/видеоклип «Баллада о любви» (исполняет Валерия Ланская)/
Ведущая. Хорошо жилось простому муромскому люду при Петре: судил он по совести, и жена помогала ему мудрым словом. Вот только знать негодовала. То и дело стали слышаться наветы дородных боярских жён, ярких местных франтих – первых красавиц Мурома. «Разве это княжна? Просто девка-молчунья. Никакой лепоты нет. И худа, и бледна, и не то что жемчуга, колечка медного не наденет». Но Пётр словно не слышал. Как говорится, ни к чему клад, когда у мужа с женой лад. А лад в новой семье исподволь, мягко строила сама Феврония.
Но не смогла местная знать смириться с тем, что Пётр взял в жёны крестьянку. И предложили они Февронии уйти: мол, бери, чего душа твоя пожелает, любое добро – только уходи из города. Согласилась Феврония, только спросила: правда ли отдадут всё, чего пожелаю? Правда, сказали, бояре. «Так отдайте мне любимого моего Петра, а более ничего и не надобно!». Князь, чтобы не нарушать Божии заповеди, последовал за своей супругой.
Ночной свежий ветер хлопал парусами над головой Февронии. Озябшая, стоя у борта, она слушала, как скрипят на стругах уключины и сосновые мачты, как тихо плещет вода Оки, переговариваются гребцы. Куда плывут они? Какие земли примут изгнанников? Какая жизнь ждёт их в неведомой дали?
/ отрывок из фильма «Пётр и Феврония. История вечной любви» /
Долго скитаться им не пришлось: в городе начались распри среди бояр, и многие пострадали. Каждый рвался к власти, каждый хотел сесть на трон. И вскоре, устав от кровопролития и междоусобиц, жители Мурома послали гонцов к изгнанникам, умоляя их вернуться и править ими. Супруги простили былых недругов и вернулись в город.
И потянулись, поплыли годы. В делах княжеских и житейских. В постах и молитвах. Кроткая Феврония продолжала творить многие чудеса. Она была словно сама любовь. Постоянно лечила, исцеляла людей. Заботилась о больных и сиротах. Строила дома призрения. Заступалась за вдов. Помогала бедным монастырям. Да и Пётр в ясном свете её доброй души с годами сильно переменился. Время его княжения историки считают спокойным и благодатным.
Чтец. Люблю, если, тихо к плечу моему головой прислонившись,
С любовью ты смотришь, как, очи потупив, я думаю думу,
А ты угадать её хочешь. Невольно, проникнут тобою,
Я очи к тебе обращу и с твоими встречаюсь очами;
И мы улыбнёмся безмолвно, как будто бы в сладком молчаньи
Мы мыслью сошлися и много сказали улыбкой и взором.
(А. Майков «Люблю, если, тихо к плечу моему головой прислонившись…»)
Ведущая. В старину на Руси существовал обычай: особо дружные, добродетельные супруги в конце дней своих принимали постриг. Петру и Февронии обычай этот был по душе.
Муромцы недоумевали, как можно княжескую славу, богатство, честь менять на монашество. Ведь и в миру можно молиться Богу. Но Пётр и Феврония были тверды и приняли монашество в одно и тоже время. Он наречён был в Спасском монастыре именем Давид. Она в женском Успенском монастыре – Ефросиньей.
Так жили они несколько лет, не видя друг друга, лишь зная и чувствуя биение любящего родного сердца.
/ песня «В садах Твоей любви» /
Однажды тёплым июньским днём, когда блаженная Ефросинья в узкой келье вышивала лик Богоматери, в дверь постучали, и быстро вошёл встревоженный молодой инок. «Сестра, я послан от брата твоего во Христе Давида. Он велел передать, что пришло время его кончины. Но он ждёт тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Старушка прервалась на минуту: «Не могу я тотчас с ним идти. Пусть подождёт. Вот дошью, так сразу и буду к нему».
В своей келье во всём чёрном, с крестом на груди, седой, похудевший князь с трудом выслушал посланца. Задыхаясь, прошептал: «Поспеши к сестре моей возлюбленной. Пусть проститься придёт. Из жизни этой я уже отхожу». Торопливо вбежал инок к Февронии: «Сестрица, не медли. Князь Пётр кончается. Молит проститься». «Умоли его, брате, потерпеть, подождать меня малую минуту. Одну стезицу дошить осталось». Инок бежал всю дорогу. И застал князя чуть живого. «Скажи Февронии моей, — прошептал умирающий, — всё, ухожу. Ждать мочи нету».
/ отрывок из фильма «Пётр и Феврония. История вечной любви» /
После отпевания Петра и Февронии муромские бояре пренебрегли завещанием покойных. Вспомнив, что монахов хоронить вместе нельзя, решили князя Петра схоронить в городе у соборной церкви, а гроб Февронии поставили до утра в загородном женском монастыре. Однако наутро в немом ужасе стояли священники и прихожане над пустыми гробами в той и другой церквах. Никто не знал, куда подевались тела новопреставленных. Но прибежавший вскоре сильно испуганный сторож Богородичного храма повинился, что ночью заснул и не видел, кто это тайно князя с княгиней перенёс в общий гроб. Они, как хотели при жизни, лежали в одном каменном гробу.
Бояре дружно решили, что это верные слуги ночью тайно выполнили волю своих господ. Опять разлучив тела, отнесли их в разные церкви, до утра закрыли замки и засовы. Сторожа глаз не сомкнули ночью. И вновь никто так и не углядел, как тела святых снова оказались в одном гробу. То был знак свыше: тех, которые при жизни были неразлучны, и после смерти разлучать нельзя.
Чтец. Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада – в любви…
И цветы монастырского луга
С лаской, свойственной только цветам,
Говорят, что одна есть заслуга:
Прикоснуться к любимым устам…
Монастырского леса озёра,
Переполненные голубым,
Говорят: нет лазурнее взора,
Как у тех, кто влюблён и любим…
(И. Северянин «Все они говорят об одном»)
Ведущая. Как бесценное сокровище чтят православные люди чудотворные мощи святых Петра и Февронии, которые находятся в Муроме и открыты для поклонения в Свято-Троицком Успенском монастыре. Через них продолжают ниспосылаться духовные дары всем православным людям, с верою к ним притекающим.
Чтец. Мечтают все почти влюблённые:
«Умрём в один день я и ты!»
Но только Пётр и Феврония
Смогли достичь этой мечты.
Он так богат и князь по крове был –
Жену достойную искал…
Но, встретив бедную Февронию,
Её женой своей назвал!
«Такого не потерпим ноне мы!, —
Бояре подняли тут вой, —
Мы эту нищенку Февронию
Не станем называть княжной…
«Мы иль она! – неслось зловоние, —
И что он только в ней нашёл?..»
Но сделал выбор Пётр: «Феврония!,»
Покинув княжеский престол…
И, находясь в изгнанье, полные
Друг к другу ласки и любви,
Пётр и жена его Феврония
Сами собою быть могли…
Бояре же, в поступках вольные,
Насытившись свободой всласть,
В отсутствие Петра с Февронией
Между собой дрались за власть…
И, наконец, к Петру с Февронией
Пришли с повинной головой…
Признали всё-таки законною
Её женою и княжной!
И были все четой довольные –
Так мудро правили они!
А в старости Пётр и Феврония
В монашестве закончат дни…
Скажите, не по Божьей воле ли.
Чтоб стать примером для всех нас,
Умрут святые Пётр с Февронией
В один и тот же день и час?
(В. Николаев)
Ведущий. Пример святых Петра и Февронии учит нас тому, что такое любовь и что такое семья. Сейчас люди много говорят о любви, поют песни, слагают стихи, пишут книги. Но в основном не понимают, что такое на самом деле любовь. Любовь проявляет себя в способности одного человека отдавать себя другому человеку. Не может быть любви без жертвенности, любви без радостного служения другому.
/ видео «Эдуард Асадов «Слово о любви» /
Что же такое любовь с точки зрения христианства? Это чувство божественное или человеческое? Об этом поведёт рассказ клирик Свято-Александро-Невского Собора Отец Георгий.
Составитель: зам. директора Кумакова О.В.
Источники:
- Буканова, Марина Святые подвижники на Руси : мероприятие, рассказывающее о православных покровителях семьи и брака – Петре и Февронии, для учащихся 5 — 11 классов / Марина Буканова // Читаем, учимся, играем. – 2011. — № 4. – С. 10 — 13.
- Ковальчук, Валентина Во имя жизни и любви : сценарий православного вечера для молодёжи и учащихся воскресных школ / Валентина Ковальчук // Библиотека. – 2009. — № 1. – С. 81 — 86.
- Литвинова, Злата «Душа должна души коснуться…» [Стихотворение] / Злата Литвинова. — Режим доступа : http://www.stihi.ru.
- Мазур, Виктория Пётр и Феврония Муромские : история о верности и любви / Виктория Мазур // Кудесница. – 2013. — № 7. – С. 30 — 32.
- Радион, Вячеслав Любовь [Стихотворение] / Вячеслав Радион. – Режим доступа : http://www.foru.ru/slovo.
- Святые Пётр и Феврония Муромские / сост. А. А. Маркова. – Москва : Благовест, 2012. – 160 с. – (Причастники Божественного света).