Литературный вечер
Вед. 1. Когда-то давно амбициозная московская журналистка Наталья Сухинина решила потешить свое тщеславие и отправилась в пешую командировку на Святую Землю. Благодаря этой взбалмошной по своему замыслу идее, сегодня мы имеем возможность читать книги православной писательницы и истинной христианки.
Слайд 2. Наталья Евгеньевна Сухинина. Родилась 2 апреля 1948 года. Советский и российский журналист, современный автор книг на православную тематику. После окончания журналистского факультета МГУ им. М. Ломоносова работала во многих периодических изданиях: среди них «Рабочая трибуна», журнал «Работница», газета «Семья». В течение пяти лет была специальным корреспондентом газеты «Советская армия» в Группе Советских войск в Германии.
Вед. 2. Писательская деятельность Натальи Евгеньевны выросла из журналистской работы. В детстве была крещена, но к Богу, по-настоящему, пришла будучи корреспондентом газеты ЦК КПСС «Социалистическая индустрия», впоследствии «Рабочая трибуна». Тогда у нее имелась корочка, на которой золотыми буквами было оттиснуто «Пресса ЦК КПСС». Уже от одного этого можно было получать удовольствие, потому что люди боялись этой корочки. Ведь от корреспондента, в прямом смысле слова, зависело будущее тех, с кем он встречался. В то время Наталья Евгеньевна была совершенно неверующим человеком, более того, отец у нее был секретарем обкома партии.
Вед. 1. По молодости были и амбиции, хотелось в журналистике сказать свое слово. И она приняла совершенно авантюрное решение – дойти пешком до Иерусалима. Одна из Москвы.
Где-то слышала, что есть такая Святая Земля, прочитала про русских паломников, которые ещё до революции пешком ходили на Святую землю. И молодая журналистка подумала: «А почему сейчас никто не ходит? А может быть и попробовать?». В путь её влекло журналистское тщеславие: хотелось сделать то, чего до этого еще никто не делал, тем более, что ей позволяло тогда её социальное положение, как говорит сама Наталья Евгеньевна, тогда она могла поехать в любую точку мира. И готовилась к предстоящему пути только как журналист. Много читала об Иерусалиме, о жизни Иисуса Христа.
Вед. 2. Редактор был человек партийный, но он почувствовал конъюнктуру, предвидел читательский интерес, дал своё «добро», и вот 18 июля 1990 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, из Троице-Сергиевой лавры её благословляет на Святую Землю Патриарх Алексий II. Он только-только был избран на патриарший престол, за несколько месяцев до этого. Спустя сутки с начала пути на первой полосе газеты «Рабочая трибуна» крупным планом был опубликован снимок, где Патриарх благословляет Сухинину в паломничество.
В организации путешествия помогло Российское Палестинское общество: правопреемник основанного в 1882 году Императорского Православного Палестинского общества, которое до революции помогало русским паломникам в Иерусалиме.
Вед. 1. Маршрут дореволюционных паломников обычно лежал через Оптину пустынь в Калужской области, дальше были Брянск, Киев и Одесса, где они садились на пароход. Тем же путём двинулась и Наталья.
В Одессе, по приказу министра морского флота, её определили помощницей буфетчицы на сухогруз «Петя Шитиков». Дело в том, что паломничество из России в Израиль в то время для простого смертного было невозможным: между Израилем и Советским Союзом еще не существовало дипломатических отношений, в Израиле даже не было посольства, только консульская группа. Семьдесят лет железного занавеса – ни съездить, ни прочитать. Морем она доплыла до Кипра, а оттуда 40 минут — на самолёте до Тель-Авива. Из Тель-Авива до Иерусалима, 60 км, хотела доехать на такси, но, уже проехав часть пути, подумала: «Нет. Что-то здесь не так. Я столько прошла пешком, а в Иерусалим въезжаю в такси», и среди ночи на середине дороги остановила такси и оставшийся участок дороги прошла пешком.
Чтец. «Уже в пути я осознала: в Иерусалим пошел человек недостойный. Достойные оставались и смотрели мне вслед. Помню, один батюшка сказал, что ел бы только хлеб и пил только воду, лишь бы пойти по этому пути. А я шла – преуспевающая журналистка, которую везде встречали, готовили приемы в гостиницах, в каждом городе я давала интервью. Поэтому, когда меня называют подвижницей, мне становится стыдно. Я отвечаю, что путь мой в Иерусалим был усеян розами. Ни в лесах я не ночевала, ни посоха в руках не было. Я шла пешком очень много, но иногда голосовала и куски дороги проезжала на попутках. Случалось, кто-нибудь из областных руководителей подвозил меня до поста ГАИ и говорил: «Пожалуйста, подсадите женщину, чтобы доехала до очередного пункта». Было благословение от Патриарха, во все епархии были разосланы телефонограммы: идет паломница, просьба оказать содействие».
Вед. 2. Тогда уровень её воцерковлённости был практически нулевым. Наталья Евгеньевна говорит: «Дома до сих пор висит фотография, где меня благословляет Патриарх, а я перед ним стою без платка. Эту фотографию я повесила перед глазами для своего же пристыжения: сколько раз пройду мимо, столько раз мне стыдно делается».
Вед. 1. Все это время в газете «Рабочая трибуна» публиковались путевые заметки Натальи Сухининой, рассказывающие о возрождении православных храмов, о встречах в пути с интересными людьми. Писала эти заметки чуть-ли не на коленке. Интерес читателей к ним был огромен. Шуму было много. На телевидении делали передачи, организовывали встречи. Сейчас Наталья Евгеньевна шутит, что «всё своё тщеславие в полной мере я удовлетворила ещё тогда». Все эти заметки, спустя несколько лет, вошли в одну из ее книг «Дорога, ставшая судьбой».
Чтец. «Калужское шоссе готово вписать меня в отлаженный ритм дороги. «Я иду в Иерусалим», – повторяю про себя мысленно и пугаюсь, и улыбаюсь, и кажется, будто не про меня эта фраза, а совсем про чужого человека – храброго, непредсказуемого авантюриста. Я иду в Иерусалим… Позади недоделанные дела, суета сборов. А впереди сотни километров – толстый, не размотанный клубок дороги… Нет, уже начавший разматываться.
За два с половиной месяца пройдена не одна сотня километров. Сразу скажу: непроходимых болот не было, дикие звери не нападали, буреломы обходила стороной. О разбоях и грабежах слышала только по телевизору в гостиницах. Посох паломника не пригодился, но вот кроссовки, джинсы, свитер и рюкзак в походной жизни оказались как нельзя кстати. Никакой экзотики. А вот трудности… Шла вдоль шоссе, и к вечеру от выхлопной гари выедало глаза и першило в горле. Рюкзак, такой невесомый поутру, наливался к вечеру свинцовой тяжестью и стирал в кровь плечи. А километры по зоне повышенной радиации долго ещё отдавались головной болью и тошнотой. Чувство голода прочно шло следом вплоть до украинских степных деревень, где хозяйки выносили на дорогу тёплый хлеб и варёную кукурузу.
Путь от Сергиева Посада до Одессы обошёлся мне в три пары обуви. Первую, особенно опостылевшую за вёрсты российского бездорожья, я с радостью забросила в бурьян на «энном» километре Курской губернии. Вторую, вроде как «ненароком», оставила в киевской гостинице. А вот третью, синие кроссовки производства Химкинского горбыткомбината, скрюченные, с загнутыми носками, почему-то храню.»
Вед. 1. В клетчатой рубашке, юбке и кроссовках она шагала с пока ещё лёгким рюкзаком за плечами. Но с каждым днём к его содержимому прибавлялись всё новые записки и свечи, которые ей давали незнакомые люди, узнав, что она идёт в Иерусалим. В пути встречалась с настоящими православными людьми, со священниками. Очень многие замечательные сельские батюшки в штопаных подрясниках ей, благополучной журналистке, искренне завидовали, просили: «Будете на Святой Земле, помолитесь за нас». Давали очень много свечей, чтобы поставила их перед Гробом Господним. Рюкзак всё тяжелел и тяжелел. В некоторых деревнях Наталью звали к больным, объясняя, что до революции паломники помогали лечить людей: «И ты сможешь, если захочешь!» Одна бабушка поцеловала юбку Натальи: «Помолись обо мне, дочка, когда будешь в Иерусалиме!»
Вед. 2. Меряя шагами страну, она однажды остановилась на передышку на развалинах монастыря. Часть стен была исписана матерными словами. Подняв глаза к уцелевшему куполу, ахнула: удивительным образом там сохранились лики святых, краска не померкла, но у святых были выколоты глаза – кто-то не поленился залезть на огромную высоту, чтобы это сделать. Эти лики с пустыми глазницами она не раз вспоминала в своём путешествии: например, когда увидела, как пожилого ветерана на костылях на остановке толпа опрокинула на заплёванный асфальт – молодые и здоровые перешагивали через старика, давили помидоры у него в авоське, стараясь занять в рейсовом автобусе сидячие места.
Вед. 1. Вспоминала, когда услышала плач прихожан, — они восстановили храм, принесли туда с таким трудом сохранённые иконы, а церковь через две недели после открытия подчистую обокрали. В тот же день у Натальи была встреча в колонии для несовершеннолетних. Неожиданно для себя она спросила у бритых юнцов в робах: «А вы могли бы ограбить храм?» Спустя месяц за много километров от колонии Наталью невероятным образом догнала телеграмма от тех самых юных зэков – они написали, что свои скромные заработки передали ограбленному храму.
Вед. 2. Так она и шла по кромке между добром и злом. Однажды у неё украли пакет, в котором была икона, подаренная Патриархом. И в то же время десятки незнакомых людей пускали её ночевать. Не давали идти на сеновал, а доставали из шифоньеров накрахмаленное бельё и стелили лучшую кровать. Сколько хозяек кормили её картошкой и хрустящими огурцами со своего огорода! Чудотворным паролем были слова «Иду в Иерусалим». В самых разных посёлках, деревнях, разрушенных церквях и в монастырях абсолютно всем была без разницы её национальная принадлежность, её партийность. В первую очередь спрашивали, ела ли и просили подольше погостить. Как-то в глухомани Наталья увидела в деревне дом, расписанный цветочками, где её напоили горячим шоколадом в фарфоровой чашке! А до этого продавщица в сельпо, узнав, что Наталья из Москвы, наорала на неё и отказалась продать буханку хлеба, потому что хлеб тогда продавался по карточкам.
Вед. 1. Это путешествие стало решающим в жизни Натальи Евгеньевны. Уже в дороге она поняла всё лицемерие этой затеи: «иду ко Гробу Господню, несу записки, а сама – неверующая». Но отступать было уже поздно. Во время путешествия ей было явлено очень много чудес, и это развернуло её жизнь на 180 градусов. Через три месяца пути входила в Иерусалим не тщеславная журналистка с удостоверением «Пресса ЦК КПСС». Ко Гробу Господню шла христианка.
Вед. 2. Она где-то читала, что некоторые русские богомольцы, дойдя до старых стен Иерусалима и поцеловав его ступени, поворачивали назад – считали себя недостойными войти в Святой град. Вспомнила об этом, когда в первый день из-за волнения не смогла войти в храм Гроба Господня, воздвигнутый на месте, где воскрес Иисус Христос. А когда Наталья всё же вошла в святая святых, долго доставала из рюкзака свечи, которые ей как паломнице давали в дороге люди с просьбой зажечь на Святой земле. Наталья опустилась на колени и впервые в жизни горячо молилась – о близких и дальних: о тех сотнях людей, которых видела лишь раз, но чья доброта и помощь помогли ей осилить дорогу. Десять дней она провела на Святой земле: «Разве можно словами описать симфоническую музыку? Так и у меня не хватает слов, чтобы описать, что я тогда чувствовала».
Вед. 1. После возвращения из Иерусалима Наталья Евгеньевна написала заявление на выход из партии и хотела распрощаться с журналистикой. Она решила, что будет продавать иконки в храме. Но к тому времени у нее уже был духовник, и он сказал: «Нет, ты лучше занимайся своим делом, а иконочки будут продавать другие». И вот с тех пор в творчестве Натальи Сухининой начинается новый период. Теперь, основной темой её публикаций становится православие. Она простым и понятным каждому языком, рассказывает на страницах периодических изданий о христианских праздниках, их значении и смысле; о встречах с духовенством; о чудотворных иконах и святых родниках. Она не касается только одной темы – темы Причастия. «Запомните, темы Причастия для вас не существует», — сказал Наталье Евгеньевне её духовник. И для неё это закон.
Наталья Евгеньевна по-прежнему много ездит по России. Выходящие из-под ее пера зарисовки, интервью и очерки всегда интересны и понятны каждому.
Вед. 2. В августе 1992 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла начал свою работу один из первых в России паломнических центров. В числе первых сотрудников паломнического центра Троице-Сергиевой Лавры была Наталья Сухинина. Она проработала экскурсоводом три года.
Там был ее первый духовник – архимандрит Георгий Тертышников. Именно он дал ей совет не касаться темы Причастия, именно он первым читал и, тем самым как бы давал свое благословение, её публикациям в газетах и журналах. Наталья Евгеньевна очень тепло о нем отзывается, в то время он стал для неё настоящей опорой. Архимандрит Георгий Тертышников был духовником Сухининой до конца своей жизни на протяжении семи лет.
Вед. 1. Затем несколько лет Наталья Евгеньевна работала в еженедельнике «Семья», вела рубрику «Шаг к храму», где печатались очерки для новичков, для тех, кто только-только вошел в лоно церкви. Они отличаются от многочисленных руководств по христианскому благочестию тем, что написанные в конце ХХ века, остаются актуальными и сегодня. Из её очерков читатели узнавали, как обращаться к батюшке, как вести себя в храме, к каким иконам поставить свечи, какие обязанности у крёстного отца и крёстной матери, чем утешить умирающего и ещё много других полезных советов.
За серию публикаций в рубрике «Шаг к храму», которые позже вошли в книги «Укажите мне край, где светло от лампад» и «Великая сила любви», Наталья Евгеньевна в 1999 году была награждена Патриаршей премией «Золотое перо» и дипломом.
Вед. 2. В 2000 году Наталья Евгеньевна назначена главным редактором издательства «Святая гора». Под ее руководством и под ее редакцией выходят в свет книги старца Паисия Святогорца, известные во всём мире и разошедшиеся по всей стране огромными тиражами. Учения Паисия Святогорца по сей день пользуются большим спросом у христиан. Ещё издательство выпустило отдельной книгой его жизнеописание, которое читается на одном дыхании.
Вед. 1. Работу над изданием старца Паисия Наталья Евгеньевна называет счастливым временем, удивительным периодом своей жизни. У старца от Бога было великое послушание – вымаливать больных раком. Очень многих он вымолил, можно сказать, вытащил с того света, потому что люди были обречены. Однажды к нему приехал мужчина и попросил: «Геронта, помолись о моей жене, она тяжело болеет раком!» «Давай молиться вместе. Помолись, чтобы её болезнь перешла на меня». Когда он увидел в глазах этого человека смущение, то спросил его: «Что, не можешь?» «Не могу». – «Тогда я сам помолюсь, чтоб Господь послал её болезнь на меня». И он вымолил себе рак – умер от этой страшной болезни. Старец Паисий в Греции почитается так же, как у нас в России преподобный Серафим Саровский. Хотя в Греции отец Паисий ещё не канонизирован. Он преставился недавно, в 1994 году, а в Греции, чтобы поднять вопрос о канонизации, надо после кончины подождать 60 лет. Наталья Евгеньевна проработала в издательстве восемь лет и считает старца Паисия его покровителем.
Вед. 2. Все пять томов Паисия Святогорца перевел с греческого Денис Сухинин, сын Натальи Евгеньевны. Паломничество в Иерусалим изменило не только жизнь писательницы. Единственный сын Сухининой, в то время московский модный мальчик, студент филологического факультета, буквально через несколько дней после её молитвы у Гроба Господня, чтобы Он привёл сына к служению, ушёл из университета в Даниловский монастырь. Был послушником, рыл траншеи под трубы, воцерковился, закончил семинарию, а затем три курса учился в духовной академии, уехал на Афон, там постригся в монахи. Стал иеромонахом Доримедонтом. Жил на Афоне пустынником. В совершенстве выучил древнегреческий и современный греческий языки и перевел на русский пять томов старца Паисия. Выпустил брошюру «Учения Святителя Игнатия Брянчанинова о послушании в свете святоотеческого Предания», в которой оспорил его учения. За это иеромонаха Доримедонта обвинили в гордыне и вероотступничестве. После этого он уехал с Афона, расстригся из монахов, стал фермером в Тверской области, женился, растит двоих детей.
Вед. 1. Несколько лет Наталья Евгеньевна Сухинина посвятила работе в журнале «Русский дом». Из своих творческих командировок она всегда привозила живые и актуальные очерки и зарисовки.
В 2012 году – Наталья Евгеньевна Сухинина удостоена Серебряного диплома Международного кинофестиваля «Радонеж», как соавтор сценария фильма «Крёстные братья» в номинации «Лучшая телепрограмма».
Вед. 1. В 2013 году Наталья Евгеньевна была номинантом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Вед. 2. В 2005 году вышла первая книга Натальи Сухининой в издательстве Троицкого собора г. Яхрома, затем – издательство «Алавастр», с которым неизменно сотрудничает и по сей день. На сегодняшний день у Н. Сухининой вышло более десяти книг.
Все книги писательницы написаны исключительно на реальном материале. Вымышленных героев у нее нет. Это придает книгам особую убедительность и силу.
Чтец. – Всё, что написано в моих книгах – правда. Вот говорят, что писателю, чтобы что-то написать, нужно обладать даром воображения. У меня нет никакого воображения. Полностью отсутствует. Я никогда ничего не могу придумать, и мне это совершенно не нужно. Потому что жизнь так богата, так удивительна, в ней столько всего, что придумывать совершенно ничего не требуется. Дай Бог написать и использовать то, что ты знаешь, что случилось в твоей жизни, рассказать о своих удивительных встречах. Я много лет занималась журналистикой, много ездила по стране, встречалась с разными людьми. У меня до сих пор пухлые блокноты, которые ждут не дождутся, когда я к ним приступлю, всё опишу в каких-то новых произведениях.
И ещё: у меня очень много героев, с которыми сохраняются очень добрые, дружеские отношения. Общение с ними продолжается. Я всегда стараюсь поддерживать отношения с теми, о ком пишу.
Вед. 1. Книги Натальи Сухининой любому читателю дадут много полезного и необходимого, поскольку она предлагает строгое, трезвое, мудрое и неподдельно доброе воззрение на жизнь. «Сухинина учит Православию. Не догматике, разумеется, и не церковным канонам. Она учит православному постижению жизни на простых житейских примерах», — говорит профессор Московской Духовной Академии Михаил Дунаев в своем предисловии к книге «Где живут счастливые?». Это первая книга Натальи Евгеньевны и она выдержала уже пятнадцать переизданий. Это книга, проверенная временем.
Вед. 2. Название она получила по заголовку рассказа о том, как под Новый год отец и сын, чтобы заработать немного денег, нарядились Дедом Морозом и Снегурочкой, и обходили дома, чтобы поздравить детишек, сослуживцев отца на заводе. И увидели, что счастливых людей нет ни в одной из семей… В каждой – своя беда, своя грусть. Всмотрелся главный герой в свою жизнь, где не жируют, где воспитывают детей в совести… И понял, что его семья – верная жена, трое сыновей – это и есть счастье. Если вглядеться, то и искать ничего не нужно, всё у них хорошо, и ёлка, и подарки, и даже свой Дед Мороз и Снегурочка. И дай Бог, чтобы так и было. Автор подводит нас к выводу, что понятие счастья размытое, человек сам выбирает, где искать его…
Вед. 1. Заголовки первых книг – это вопросы. Книга «Куда пропали снегири?» — это грустный рассказ о девочке, которая не смогла сохранить чистоту, верность ожидаемой любви. В сборнике есть рассказ «Горький мёд с забытой пасеки», в основу которого легла история, рассказанная Натальей Евгеньевной для сайта «Православие и мир» в преддверии Прощенного воскресенья.
Чтец. Эта история произошла в Абхазии. Седой старик ждал вечером своего сына – молодого парня, который отправился на встречу с армейскими друзьями. Но вместо сына на его двор ветром влетел всадник на коне с криком: «Отец, за мной гонятся, выручай!»
Давид (так звали старика) впустил незнакомца на чердак, в сарай спрятал его коня. Только управился – вот она, погоня. Оказывается, догоняют мерзавца, который только что убил человека.
На вопросы, не видел ли он кого, старик ответил, что никого не видел, не выдал прятавшегося у него: все-таки гость, а гость в Абхазии – это серьезно, из поколения в поколение передается традиция, как нужно обращаться с тем, кто пришел к тебе в дом. Восточное гостеприимство – это не пустой звук… Когда преследователи ускакали, накормил гостя.
Стал ждать сына. Дождался: привезли его на телеге, мертвого. Убили в случайной горячей ссоре.
Не сразу, но старик понял, что убийца его сына там – на чердаке, им же самим, Давидом, спрятанный.
В сердцах схватил пистолет, хорошо, друзья сына решили, что он собрался застрелиться, и уговорили отложить оружие… Похоронили сына.
А тот, гость-убийца, все оставался на чердаке. Уже три дня без еды. Оказалось, что убийца его сына – сам совсем еще ребенок, который один воспитывает младшую сестрёнку. Зовут его Беслан. Так же, как и убитого сына старика. Отец его утонул год назад, спасая чужого ребенка, мать от горя умом тронулась. Вот и стал Беслан главой семьи в свои неполные 18 лет.
Старик предложил Беслану пожить у него: «А то ещё дров наломаешь, джигит. И сестрёнку привози. Будем жить, места хватит». Никакой злости, ненависти, а тем более жажды мести в сердце Давида уже не было. Он простил и принял Беслана.
Спустя какое-то время юноша явился в милицию с повинной. А Давид остался его дожидаться и воспитывать девочку – Мананну.
Человеку в душе нужно иметь что-то большее, чем кавказское гостеприимство, чтобы вот так, до конца, до самого донышка собственного сердца – простить убийцу родного сына и принять его как второго сына…
Вед. 1. Третья книга «Какого цвета боль?» писалась в Самарской епархии. Владыка помог встретиться с женщинами, которые отбывают срок в колонии. Своими силами попасть в колонию было практически невозможно. Хорошо, что в тюрьме была своя церковь. После службы Наталья Евгеньевна обратилась к батюшке: «Можно я попрошу остаться женщин, чтобы поговорить?». К её удивлению, остались все женщины, которые пришли в храм…
А второе удивление было в том, что, приготовившись встретить преступниц, уголовниц, писательница увидела и поняла, что перед нею – обычные женщины. И расхожая фраза «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» часто приходила тогда на память. Шесть женских судеб – шесть рассказов о том, как становятся заключенными. Но это чтение – не в духе хроники происшествий, здесь каждое повествование – это, прежде всего, психологический очерк, раскрытие чужой души, чужого горя и страдания.
Дарья Максимовна, «старая, изработавшаяся, исстрадавшаяся женщина, знающая о криминале из телевизионных сериалов» — и в пылу ссоры убившая выпившего мужа. Галина Петровна, беженка из Душанбе, мать четверых детей, осужденная за перевозку наркотиков. Молоденькая Женя, разбившая чужую машину. И другие.
Вед. 2. Документальная повесть «Прощание славянки» рассказывает о непростых судьбах детей Великой Отечественной войны. Книгу писательница посвятила отцу. Главный герой, Виктор Георгиевич Гладышев, пережил войну ребёнком. У него сложилась настолько невероятная жизнь, что иногда читатели не верят, что все события в ней – правда. Виктор Георгиевич часто ездит вместе с Натальей Евгеньевной на встречи, и, шутя говорит о себе: «Я работаю героем книги Натальи Сухининой».
Книга вызвала огромный интерес у читателей, состоялись многочисленные вечера, и даже была встреча в посольстве Германии. По документальной повести «Прощание славянки» на православном канале «Радость моя» был снят фильм.
Вед. 1. «Времена года» — рассказы о людях разного возраста. Весна – юность, лето – зрелость, осень – середина прожитого пути. Зима – подведение итогов, подготовка к жизни вечной. Ни одна из описанных историй не похожа на другую, но каждая чему-то учит.
Писательнице удалось создать настоящую симфонию – вполне под стать знаменитому одноимённому циклу композитора Вивальди. Не связанные между собою ни сюжетом, ни стилем, рассказы воспринимаются как нечто удивительно цельное, благодаря тому, что едины по духу. И как за весною наступает лето, за летом, осень, а следом – зима, рассказы в книге плавно перетекают друг в друга, и каждый из них имеет свой особенный колорит.
В книге есть рассказ «Цветы для праведника», повествующий о похоронах Патриарха Алексия ІІ, о том, какие прекрасные, замечательные люди собрались попрощаться с ним, вернее – каких людей собрал он в очереди, и как пробуждались, проявлялись в них лучшие чувства. Вот что говорит об этом Наталья Евгеньевна.
За книгу «Времена года» в 2011 году Наталья Сухинина была удостоена Серебряного диплома конкурса «Просвещение через книгу», который проводил Издательский совет Русской Православной Церкви.
Вед. 2. Повесть «Белая ворона» — о женщине, историю которой писательница услышала от подруги. Наталья Евгеньевна ждала долгих восемь лет, пока получила разрешение главной героини написать книгу. Эта книга о судьбе женщины, которая много металась по жизни, долго искала себя, претерпев много скорбей, потерь близких людей, и не отчаялась, не сломалась. В итоге женщина, чья история описана в книге, стала монахиней.
Вед. 1. «Полёт одуванчиков» — о «любовном треугольнике», из которого все трое – жена, муж и девушка, в которую он влюбился, вышли по-христиански, достойно. Каких усилий стоило сохранить чистоту и порядочность, не предать родных, сохранить душу, несмотря на боль, рассказывает эта правдивая книга.
Вед. 2. В сборнике рассказов для детей «Всё просто у святых» — реальные, невыдуманные истории христианских святых и подвижников, рассказанные просто, доступно, увлекательно. Эта книга посвящена мальчику Даниилу. Однажды во время творческого вечера Натальи Евгеньевны у одной женщины, сидящей в зале, начались роды. Ее увезли в роддом, и вскоре на свет появился мальчик Даниил. Когда ему было около двух лет, он уже собственными ножками пришел на творческий вечер вместе с мамой. Поднялся на сцену, серьезный такой малыш, при галстуке. И Наталья Евгеньевна ему при всех (а в зале человек 500 было) дала обещание: «Выйдет у меня детская книжка, будет посвящена тебе».
Вед. 1. «Билет до конечной» — новый сборник рассказов, озаглавлен по названию одного из произведений. Главной темой всех этих рассказов стала материнская любовь. Всех главных героинь в этих рассказах зовут Мария и это не случайно, так как ассоциативно соотносит нас с Матерью Божией, той, чей подвиг материнства стал для всех нас практически недостижимой духовной вершиной. Матери, мамочки, мамулечки… Такие разные, и такие похожие в своей самоотверженности, терпении и любви. Название книги несёт в себе большой смысл – Билет до конечной. Тем, кто выбрал путь материнства, надо ехать до конечной, каким бы ни был путь. Книга очень теплая и какая-то лиричная. Она будет интересна самому широкому кругу читателей.
Вед. 2. Одна из самых востребованных и популярных книг Натальи Сухининой – «Не продавайте жемчужное ожерелье». Она – для неофитов, то есть для людей, делающих первые шаги в храме, и будет очень интересна и полезна для прихожан, знакомых с церковной жизнью. В книге четыре части. Первая — «Азбука для начинающих» — говорит сама за себя. Она поможет читателям разобраться в вопросах христианского мировоззрения, поведения, взаимоотношений людей в повседневной жизни. Во второй части — «С праздником!» - читатели узнают много интересного о многовековых христианских праздниках и традициях, говоря словами автора, о «маленьких радостях Большого праздника». В третьей части книги — «Икона – в помощь» живое и увлекательное повествование об истории икон с изображением Божией Матери и их чудодейственной силе. Не менее интересны рассказы последней части — «Божьи люди», о жизни и подвиге юродивых и православных святых.
Вед. 1. Наталья Евгеньевна – человек не публичный, редко участвует в больших мероприятиях. А уютнее чувствует себя за письменным столом с настольной лампой. Причём вся её проза написана от руки, на бумаге, не на компьютере. А встречи с читателями дают понять, для кого она пишет книги. Но пишутся они – в уединении. Есть место — Турецкое ущелье, что в Абхазии, недалеко от Пицунды. Там высокие горы, яркое солнце, там растут киви, мандарины и алыча. Здесь, в своем домике на самом берегу моря живёт писательница Наталья Сухинина.
Вед. 2. Едва наступает лето, как в её гостеприимном доме с часовенкой собираются друзья, знакомые, а часто и незнакомые люди. И каждая встреча несёт в себе что-то особенное. А что именно вы узнаете из книги «Благодарю тебя. Записки из ущелья». Здесь собраны небольшие житейские и, на первый взгляд, простенькие истории из жизни на морском берегу.
Вед. 1. Несмотря на то, что её произведения в какой-то степени можно отнести к лёгкому жанру, ни одно из них не выросло на пустом месте. В предисловии к книге Наталья Евгеньевна заявила, что в её историях нет острого сюжета или закрученной фабулы. Но ведь это не главное, а главное в её книге «Благодарю тебя. Записки из ущелья» – умение в самых бытовых ситуациях увидеть значимый смысл и чему-то в них научиться. Например, быть благодарной Богу за каждый прожитый день. За то, что в саду поспела сладкая слива-мушмула, а ночью светлячки зажигают свои фонарики. За то, что Господь посылает на пути людей, после встречи с которыми просто хочется жить. Таких, например, как герой рассказа «А я волю люблю» – инвалид и бывший дальнобойщик Владимир. Он давно уже передвигается на костылях, но не сдаётся, и каждый год один на машине едет к морю.
И ещё одна удивительная история, рассказанная Натальей Евгеньевной.
Вед. 2. Все эти интересные, смешные, порой невероятные, но правдивые истории – и есть своеобразная благодарность писательницы. Друзьям – за то, что рядом. Читателям – за то, что понимают. Богу – за каждое мгновение жизни.
Книги Натальи Евгеньевны Сухининой являются великолепным примером высокой духовности и нравственности, чтение которых доставляет удовольствие каждому, кто любит хороший литературный язык и старается жить в согласии с заповедями Иисуса Христа.
Составитель: методист ОБМ Купченко Т. Н.
Список источников.
- Наталья Сухинина : Чудеса на отдельно взятого человека : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://pravzhizn.ru.
- Наталья Сухинина Праздник именин : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// www.pravoslavie.ru.
- Светлый вечер с Натальей Сухининой : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https:// radiovera.ru.
- Наталья Сухинина : «В моих книгах все – правда» : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://omiliya.org.
- Писать во спасение. Беседа с писательницей Натальей Сухининой : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pravoslavie.ru.
- Сухинина Наталья Евгеньевна. Журналист, писатель. Номинант Патриаршей литературной премии в 2013 году : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://new.izdatsovet.ru.
- Пешком в Иерусалим. Интервью с журналисткой Наталией Сухининой : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://palomnic.org.
- Пешком в Иерусалим : советская журналистка пришла в святой город путём паломников : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.aif.ru.
- Антон Жоголев Рыцарь на час. Портал православной газеты «Благовест» Репортерский дневник Антона Жоголева : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://благовестсамара.рф.
- Хорошие люди Натальи Сухининой : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pravmir.ru.
- Позднякова М. Пешком в Иерусалим : [Электронный ресурс] / М. Позднякова. – Режим доступа : http://simvol-veri.ru.
- Наталья Сухинина. «Благодарю тебя. Записки из ущелья» : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://radiovera.ru.