Литературный вечер
Слайд 1. Вед. 1. Жизненный путь этой необыкновенной женщины – поэтессы, писательницы и миссионера – был непростым. Что только не пережила Вознесенская: ссылку, женскую колонию, пришлось быть выдворенной из страны, жить на чужбине, заболеть раком и чудом вылечиться, трудиться в Леснинском монастыре, похоронить мужа и все же уйти из жизни от раковой болезни. В 2015 году она скончалась, но при этом тщательно готовилась к смерти. Сама подготовила себе место на кладбище и попросила сделать надгробную надпись: «Слава Богу за все!».
Вед. 2. Весь этот тернистый путь пронизан ярким светом любви к Богу. Она нашла своё воплощение не только в произведениях автора, но и в той поддержке, которую Юлия Николаевна Вознесенская оказывала людям.
Слайд 2. Вед. 1. Родилась Юлия 14 сентября в 1940 году, в городе Ленинграде. Родители думали назвать девочку Альбиной, но увидев, как она вертится в колыбели, решили назвать Юлией, как юлу. Её отец, Николай Тараповский, был потомственным донским казаком, родом из города Россошь. Все положительные и отрицательные качества казачьего характера в полной мере проявились в его дочери. Юлия получилась казачкой до мозга костей.
Мама, Ольга Николаевна Лебедева, родилась в Бологом (городок между Ленинградом и Москвой), её родители были земскими врачами.
Слайд 3. Вед. 2. Отец Юли имел профессию военного инженера, и, когда закончилась война, он остался служить в Восточной Германии в группе советских войск. Здесь же с 1946 по 1948 годы с ним проживала жена и двое детей (у Юли был брат). За это время малыши научились хорошо говорить на немецком языке. Но, когда вернулись в Советский Союз, был один неприятный случай, после которого они быстро забыли свои познания иностранного. Семья жила в Питере, и местная детвора часто играла в прятки во дворе. Юля с братом друг другу подсказывали по-немецки, кто и где прячется. Однако дети это заметили и прозвали их фашистами. После такого инцидента Юля редко разговаривала на этом языке, даже когда жила в Германии.
Слайд 4. Вед. 1. Юлия начала писать еще в школе, а позже, с 1964 года, ей посчастливилось заниматься в литературном объединении у известной переводчицы и поэтессы Татьяны Григорьевны Гнедич. Гнедич считала ее своей личной ученицей, пытливая девочка была первой слушательницей произведений большой поэтессы.
Слайд 5. Вед. 2. Училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино, но ей что-то не понравилось, и она перевелась на медицинский факультет, однако покинула и это место, была активной деятельницей в кругах неформального искусства. Затем пробовала себя в качестве журналистки и в начале шестидесятых годов работала корреспондентом в Мурманске. Там в 1965 году впервые было напечатано её стихотворение «Лапландия».
Слайд 6. Лапландия
Висит деревня на холме,
Как тонкая гравюра,
И кисть напоминает мне
Упрямый жезл каюра.
Лапландия, Лапландия!
Лишь небеса одни
Да редкими лампадами
Далекие огни.
Скользя на тоненьких ногах
По ягельному склону,
Олень несет свои рога,
Мохнатую корону.
Лечу я по Лапландии,
Меня качают сани,
И горд упряжкой ладною
Оленевод-саами.
Сказал редактор: «Дай статью
О пуске шкур налево»…
Не взять ли лучше интервью
у Снежной королевы?
Олени по Лапландии
Скользят неслышной тенью.
Лапландия, Лапландия,
Республика оленья!
Слайд 7. Вед. 2. А уже со следующего 1966 года её стихи стали появляться в периодических советских изданиях регулярно. Вознесенскую считали многообещающим автором, на её слова даже спела одну песню Эдита Пьеха.
Вед. 1. Впрочем, даже слышавшие или прочитавшие о том, что Юлия Николаевна начинала свой творческий путь как поэтесса, плохо представляют себе, что стоит за понятием «Юлия Вознесенская как поэт». Тому есть несколько причин. Первая — крайне малая доступность ее стихотворений. После того, как Ю.Н. Вознесенская стала активно участвовать в диссидентском движении, печататься она могла лишь в самиздате, издания которого — библиографическая редкость. Многие же из произведений вовсе не были опубликованы и до сих пор хранятся у родных и друзей в виде черновиков, либо пропали, либо, изъятые при обысках и арестах, осели в архивах КГБ.
Вед. 2. Вторая причина малой известности поэтического наследия Вознесенской в том, что ко времени, когда в России появилась возможность его напечатать, автор в значительной степени утратила интерес и к самим своим стихам, и к периоду своей жизни, породившему их. По словам сына Андрея, незадолго до смерти она призналась: «Я знаю, что стихи мои — хорошие, но сегодня я сама к ним безразлична».
Слайд 8. НА ПРОРУБИ
Пушинки растеряли голуби –
Река от них белым-бела.
Под вечер я шагаю к проруби
С корзиной, полною белья.
К окну с испуганными рыбами,
Оправленному в синий лед.
Белье на снег ложится глыбами
И пар последний отдает.
Его негнущимися пальцами
я в прорубь бухаю и в ней
шурую сына одеяльцами
и белой пеной простыней.
Трудней не выдумать занятия,
И среди этой кутерьмы
От всей души я шлю проклятия
Красотам матушки-зимы.
А вечером, как неизбежное,
Вдруг тихо в комнату войдет
Белья морозный запах свежего
И вкус январских чистых вод
Слайд 9.
Пока в реке река воды,
пока над ней сверкают птицы,
дай мне из рук твоих напиться
и после рук не отводи.
В твоих ладоней колыбель
прилягу буйной головою,
а ты тихонько надо мною
спой колыбельную, о Лель!
Олень придет на водопой
из душной чащи заповедной
и на воде чеканкой медной
замрет — и ты тогда не пой.
Кукушка время отпоет,
над бледной зарослию веха
верша прерывистый полет —
сама себе и стон, и эхо.
Помедли несколько минут,
пока не прорастали тени.
Минуту! Нет, одно мгновенье,
пока меня не призовут.
Но за рекой уже трубят,
спускают лодки в зелень ила.
Нет, милый, это не тебя.
Зовут меня. Прощай, мой милый
Слайд 10. Вед. 1. Недавно в издательстве «Лепта книга» выпущен сборник поэтических произведений Юлии Вознесенской «Записка Господу Богу». В него вошли как небольшие стихотворения, поражающие многообразием форм, стилей написания и содержания, так и поэмы, ранее не знакомые читателям.
Слайд 11. Вед. 2. Юлия дважды выходила замуж. Вознесенская – это фамилия, доставшаяся ей от первого супруга. После развода она не стала её менять из-за благозвучности. Фамилия её второго мужа – Окулов. В этом браке Юля родила двоих сыновей – Артура и Андрея.
Слайд 12. Вед. 1. Она была строгой матерью. Да и как ещё могла воспитывать своих детей настоящая казачка? Жёстко, могла отшлёпать мокрой тряпкой. Разные применяла методы, когда мальчишки были совсем маленькими, за проказы и шалости сажала их на высокий шкаф и говорила: «Сидите, пока не поумнеете». Прыгать им оттуда было страшно, так и сидели, обдумывая своё поведение.
Вед. 2. А один раз, устав от того, что сыновья постоянно дерутся между собой, Юлия нарисовала в детской комнате два ряда небольших кружочков – один для Артура, второй для Андрея. Она сказала детям: «После каждого очередного скандала я зачеркну кружок того, кто виновен. Чей ряд кончится первым, того я сдам в детдом». Мальчишки тогда не знали, что мама как раз собралась поменять обои в их комнате и через две недели содрала их со всеми кружочками, но своей воспитательной цели она достигла.
Слайд 13. Вед. 1. Сын Андрей вспоминал, когда он ещё не ходил в школу, они с семьёй отдыхали на море. Гуляя по скалам, набрели на очень крутой утёс. Нужно было обойти его по узенькой тропинке, с которой виднелся обрыв. Малыш остановился от страха, а мама сказала: «Если будешь бояться, то точно упадёшь, так что смотри прямо, и смело иди вперёд».
Вот такие методы воспитания были у писательницы Вознесенской.
Слайд 14. Вед. 2. Из-за болезни младшего сына они решили переехать жить в деревню Важины на границе Ленинградской области с Карелией. Там супруги устроились на работу, муж стал заведовать Домом культуры, а Юлия Николаевна стала учительницей в музыкальной школе. Долго они там не прожили, так как местная власть стала завидовать авторитету приезжих и решила их изжить из села. К тому времени здоровье младшего сына поправилось, и они уехали в Ленинград.
Перемена
Нам не грозит предательство измен
И прочих нехороших перемен.
Мы стали мудрыми в тревожный миг,
Когда предчувствия так были злы,
Собрали сотни две любимых книг,
Собрали чемоданы и узлы.
И, доброхотов оборвав нытье,
Отправились на новое житье.
Лесная жизнь, лесная быль и глушь
И списанный домишко у Шексны,
И самый добрый, самый славный муж
У самой замечательной жены.
Для женихов совет мой и невест:
Любви спасенье в перемене мест.
1968
Слайд 15. Вед. 1. Шёл 1968 год, войска СССР вторглись в Чехословакию, и Вознесенская посвятила этому событию поэму «Вторжение».
Полный текст поэмы не сохранился из-за многочисленных обысков и переездов. После таких стихов поэтессу перестали публиковать в советских журналах и газетах, с этого времени она печаталась только в самиздате. Её вызвали в КГБ, провели беседу и пообещали посадить в случае, если такие стихи повторятся.
Слайд 16. Вед. 2. Юлия с семьёй проживала в питерской коммунальной квартире по улице Жуковского. Здесь они занимали две комнаты, и в одной из них поэтесса организовала салон под названием «Вторая культура». Они называли себя «Второй культурой», в отличие от культуры первой, официозной. В 1974 году был создан нелегальный сборник «Лепта», в котором напечатана была поэма Ю. Вознесенской. Юлия Николаевна помогала готовить к выпуску альманах альтернативной поэзии «Мера времени», собирала материалы для юмористического нелегального журнала «Красный диссидент».
Вед. 1. В 1973 году, в возрасте 33 лет, она приняла Святое крещение, но не прекращала антисоветской деятельности. В 1975 году молодыми художниками и поэтами «Второй культуры» была организована демонстрация к юбилею восстания декабристов. В 1976 году, сознавая реальную неизбежность тюрьмы, Юлия примкнула к группе художников-неформалов, которые писали антиправительственные лозунги на автобусах: «СССР – тюрьма народов!», «КПСС – враг народа», (Слайд 17) а одна — «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» размером 40х1м, появилась в ночь на 3 августа на Государевом бастионе Петропавловской крепости. Как вспоминал Юрий Рыбаков, они с Волковым сделали надпись в знак протеста против гонений на свободных художников, запрета выставок, в память о «погибшем от рук чекистов» художнике Евгении Рухине.
Вед. 2. Было заведено дело № 62 «Дело о лозунгах». Зачинщиков вызвали в КГБ, затем последовали обыски и аресты. В дело было втянуто 22 человека, шестеро из них арестованы, в том числе и Юлия. Главные его герои Рыбаков и Волков. КГБ обещал им освободить других арестованных, если они возьмут все дело на себя и не будут настаивать на его политическом характере. Рыбаков и Волков доверились – Юлию действительно выпустили, но ненадолго.
Множество найденной у Вознесенской антисоветской литературы стало поводом для приговора – пять лет ссылки по статье 190 «распространение злостных клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».
Слайд 18. Вед. 1. Вознесенскую увезли в Воркуту. Пробыла она там недолго, через полгода Юлия бежала в Ленинград на процесс Рыбакова – Волкова. План был довольно авантюрный: её арестовали еще до процесса. Отправили в Воркуту, где суд заменил ей ссылку на лагерь: 2 с половиной года лагеря неподалёку от озера Байкал взамен пяти ссылки.
Вед. 2. Когда Юлия зашла в камеру и скороговоркой назвала свою статью, умудрённые тюремным опытом уголовницы, вздохнув, сказали: «Значит, за правду…» В уголовном лагере Юля была единственной политической заключённой. Только когда она отсидела половину срока, Вознесенской разрешили свидание с сыновьями.
Слайд 19. Вед. 1. Автобиографическая повесть «Записки из рукава», напечатанная в журнале «Юность» и посвященная аресту 1976 года и воркутинской ссылке, ее продолжение «Ромашка белая» — о тюрьме и забайкальском лагере в поселке Бозой — стала своего рода мостиком между поэзией Вознесенской и прозой, которой она активно занялась лишь после лагеря, в эмиграции, да и то не сразу.
Вед. 2. Впоследствии Юлия Николаевна, вспоминая о диссидентском периоде своей жизни, неоднократно подчеркивала: «…не наше это было вообще дело. Сейчас бы я этим ни за что бы не стала заниматься… такими штучками; «я самиздатом занималась, с режимом боролась, а надо было христианские книги издавать. И теперь всю свою жизнь до монастыря я оцениваю, как жизнь в “минусе”, в том числе и диссидентство, и все, написанное до монастыря». К 1976 году Ю.Н. Вознесенская была сознательно верующей и, как могла, старалась свидетельствовать о Христе среди своих сокамерниц и солагерниц. А в своем последнем слове на суде сказала: «…я отвечаю за то, что каждое слово, вышедшее из-под моего пера – правда, одна только правда и только правда. Главный мой свидетель – Бог. Он мой главный защитник. И я вручаю свою судьбу не в руки суда, а в Его руки».
Слайд 20. Вед. 1. По окончании срока Юлия Вознесенская вернулась в Ленинград. Ее отказывались прописывать. Приближалась олимпиада 1980 года, перед властями стояла задача — очистить города, где проходили Олимпийские игры, от нежелательных элементов, прежде всего — от элементов антисоветских. Вознесенскую вызывали в КГБ и настойчиво предлагали уехать. Она отказывалась — «мы ведь не немцы и не евреи». Но гебисты сделали иначе: надавили через детей. Андрея исключили из училища с формулировкой: «в связи с переменой места жительства». Одновременно призвали в армию. Пришлось прятаться.
Вед. 2. Тогда Юлия поняла, что долго это продолжаться не может, и согласилась на эмиграцию. Люди, желавшие уехать, могли добиваться разрешения на выезд десятки лет. Они не хотели уезжать, а им оформили выезд по гостевому американскому вызову, вручив на него израильскую визу с формулировкой: «Разрешен выезд в Израиль (США)»!
Слайд 21. Вед. 1. Первое время семья Окуловых прожила в Вене, затем Вознесенская попросила политического убежища в ФРГ. В 1980 году они эмигрировали в ФРГ. Сначала жили во Франкфурте. Как и на родине, Юлия Николаевна продолжала активно трудиться: во Франкфурте – в «Обществе по защите прав человека», а когда, в 1984 году семья переехала в Мюнхен работала на радиостанции «Свобода».
Слайд 22. Вед. 2. Хотя она сознательно крестилась и горячо верила в Бога, но не была воцерковленным человеком. В эмиграции она попала сразу в церковную среду. Здесь она познакомилась с такими людьми, как Серафим Роуз, Иоанн Шаховский, Иосиф Муньсон. В одном интервью Вознесенская говорила, что на западе много истинно верующих людей, особенно она любила потомков первой и второй иммиграции за их веру и преданность России и за настоящую христианскую веру.
Слайд 23. Вед. 1. Вознесенская пробовалась в разных жанрах, пока окончательно не нашла себя в православном фэнтези. Она была довольно известным поэтом в Германии, из-под её пера выходили и детективы, а по произведению «Женский декамерон» была поставлена пьеса в Испании, показанная позднее по телевидению.
Вед. 2. Особенной популярностью пользовались её книги «Письма о любви» и «Звезда Чернобыль».
Слайд 24. Вед. 1. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде „полынь»…» — говорится в Апокалипсисе. 30 лет назад многие вспомнили, что у неприметной душистой травы наших полей — полыни — есть и другое имя: чернобыль…
Пронзительный роман Юлии Вознесенской «Звезда Чернобыль» рассказывает о судьбе трех сестер, чьи жизни перечеркнула Чернобыльская катастрофа, и о любви, которая побеждает страх, смерть и дает надежду на будущее. Написанный в лучших традициях реалистической русской литературы, роман включает в себя и документальный материал, взятый автором из советских газет, сообщений по радио и телевизионных передач, поэтому ценен не только как художественное произведение, но и как историческое свидетельство.
Слайд 25. Вед. 2. Жанр православного фэнтези проявился у Вознесенской уже в конце 1990-х годов. После смерти мужа Юлия уехала во Францию в провинцию Нормандия, где три года жила в Леснинской женской обители. Она была трудницей, работала в саду и на кухне. Ей захотелось уединения и покоя, она уже долгое время ничего не писала. Там Вознесенская встретилась и подружилась с насельницей обители матушкой Афанасией, которая и рассказала о своих переживаниях во время клинической смерти. Эти переживания и воплотились в роман «Мои посмертные приключения». Этот роман написан в 2001 году, но сейчас, пожалуй, нет ни одного воцерковленного человека, который не прочел эту книгу. После того Юлия Николаевна полностью отказалась от стихов, они стали ей безразличны. Православную прозу считала более важным видом творчества.
Слайд 26. Вед. 1. Став глубоко верующим человеком, Юлия Николаевна посвятила последние годы своей жизни православной литературе, благодаря ей в обиход вошел такой термин, как православное фэнтези. Большей частью Юлия Вознесенская книги свои посвящает детям.
«Путь Кассандры, или Приключения с макаронами»; «Паломничество Ланселота»; «Юлианна, или Опасные игры»; «Утоли мои печали» и другие романы. Многие читатели после её книг говорят, что ничего лучше в жизни не встречали.
Вед. 2. Она создавала свои произведения и всегда молилась, чтобы они принесли людям Веру, Надежду и Любовь. В 2003 году на конкурсе «Православная книга России» Вознесенская удостоилась звания «Лучшего автора года». В 2013 году главный редактор издательства Московской Патриархии отец Владимир вручил писательнице грамоту и серебряную медаль «За заслуги» от Международного благотворительного фонда «Семья – Единение – Отечество».
(Обзор книг Ю. Вознесенской)
Слайд 27. Юлия Вознесенская – писатель, которого трудно назвать «детским» или «взрослым». Ее произведения неизменно вызывают интерес и у той, и у другой аудитории. Наверное, потому что в ее книгах говорится о самых важных в жизни вещах, причем говорится с юмором и внутренним теплом, приятными любой возрастной категории.
«Женский декамерон» — книга о том, как десять советских женщин, оказавшись в одной палате родильного дома, вдруг узнают, что в данном учреждении объявлен карантин и им придется провести в его стенах еще десять дней, что их, конечно, мало обрадовало. И тогда одной из них приходит в голову повторить историю, рассказанную или просто выдуманную, неким флорентийским сочинителем Боккаччо, а именно: все десять дней карантина рассказывать друг дружке разные истории о жизни, о мужчинах, о любви, о ревности и изменах и о многом, что волнует любую нормальную женщину. И вот за десять дней было рассказано 100 разных историй.
Книга «Мои посмертные приключения», — это попытка возвестить читателю благую весть о том, что мы созданы не для смерти. О том, что у нашей жизни есть смысл, и все люди, которые когда-либо жили на нашей земле, не исчезли бесследно. О том, что и мы «не умрем смертию», потому что для человека смерть — не уничтожение, а переход в иную жизнь, жизнь после смерти.
Чудеса и удивительные события, происходящие с главной героиней книги, сотканы из реальных эпизодов, имевших место в жизни автора «Моих посмертных приключений» и ее близких. «Мои посмертные приключения» призывают каждого из нас задуматься о значимости и цели земной жизни, осознать ответственность за всякий помысел и поступок, оценить нашу жизнь по совести и в свете заповедей Господних. Давайте посмотрим буктрейлер на эту книгу. Слайд 28.
Слайд 29. «Жила-была старушка в зелёных башмаках…»
Рассказ о самой, пожалуй, неожиданно оптимистичной своей повести Ю.Н. Вознесенская начинала просто: «Однажды мне захотелось написать книгу для старушек и стариков. Книгу о том, что старость может быть очень даже красивой и живой. Чтобы, когда им нездоровится или просто станет грустно, они могли взять мою книжку и… И получить задуманный мной терапевтический эффект! Книгу я посвятила памяти поэтессы Татьяны Гнедич — она прошла через войну, через тюрьму, но это был самый красивый старый человек моей молодости, я ее очень любила и люблю. Книга эта о том, что старость может быть прекрасна и удивительна – и ее не надо бояться. Пожалуй, это главная мысль.
Это повесть в рассказах из жизни трех старушек-подружек, веселых, мудрых, любящих и, конечно, православных. Хотя одна из них переходит в Православие из католицизма прямо на страницах книги. В книге семь разных историй из их жизни, веселых и грустных, озорных и серьезных. И много стихов, потому что одна старушка сочиняет песни, а другая пишет стихи». Произведение адресовано всем, перед кем так или иначе встает вопрос о собственной старости. Увлекательная, смешная и трогательная история о приключениях трёх старушек-подружек помогает разобраться в себе и обрести надежду. Автор обоснованно показывает, что народная мудрость «старость — не радость» не верна, если сердца чисты, вера горяча, а дружба крепко спаяна годами.
Слайд 30. Книга Юлии Николаевны Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» – футуристический роман-антиутопия, повествующий о временах господства на земле Антихриста-Лжемессии. Главная героиня книги, девушка Кассандра, возрожденная для настоящей жизни великим чудом любви, преодолевает множество трудностей и находит свой путь к Богу. Повесть «Путь Кассандры» – еще одна попытка напомнить нам, что конец света наступит, по словам апостола Павла, когда оскудеет любовь, а люди станут самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, неблагодарны и жестоки…
На страницах книги напечатан тот самый «Этапный марш», сочиненный Вознесенской по просьбе многих людей. В 70-е годы его заучивали наизусть и передавали из уст в уста, и поется на музыку «Славянского марша».
Ты простился с любимою девушкой,
Ты теперь государственный раб.
Ты на лучшее «завтра» надеешься,
А на завтра назначен этап.
Будешь жить за колючею проволокой,
Так, пожалуйста, крепче держись:
Дни покажутся долгими-долгими
И короткой покажется жизнь.
Прощай, не горюй,
И к смерти будь готов,
Но берег поцелуй,
Живым вернувшись с островов!
Слайд 31. На стихи из этой книги написаны песни. Послушаем одну из них «Жила принцесса в замке»
Слайд 32. „Паломничество Ланселота“ — продолжение фантастического романа „Путь Кассандры“, действие которого происходит в недалеком будущем. Европейские государства после экологической катастрофы объединились под властью президента, называющего себя „Спасителем и Мессией“. Планетянин Ланс отправляется в паломничество на далекий остров Иерусалим, чтобы получить исцеление от «Мессии». Исцеление страждущих происходит в главной резиденции — новой Вавилонской башне.
Следуя за героями книги, мы по-иному начинаем понимать известные, но так и не узнанные по-настоящему любовь, веру, добро…
Трилогия для девочек о Юлианне. На вопросы о замысле детской трилогии «Юлианна», Ю.Н. Вознесенская всякий раз отвечала по-разному, иногда отшучивалась, что «просто поняла, что уже доросла до книги для детей», но всегда подчеркивала, что идею подал диакон Андрей Кураев, предложивший создать альтернативу Гарри Поттеру. Первая книга «Юлианна, или Игра в киднеппинг». Две сестрички-близняшки были разлучены при разводе родителей. Одна, Анна, осталась в Пскове с матерью и бабушкой, воспитывалась в православной вере. Другая, Юлия, уехала с отцом в Питер и росла, окруженная современными «благами», ни в чем не зная отказа.
Спустя 10 лет случилось так, что сестрам, таким разным, пришлось встретиться в доме отца, в Санкт-Петербурге. Но кроме них, там еще живет подруга отца, занимающаяся черной магией…
«Юлианна, или Опасные игры»
Во второй части трилогии недавно познакомившиеся и успевшие крепко полюбить друг друга сестры-близняшки Анна и Юлия Мишины вынуждены расстаться. Ведьма Жанна, почти мачеха, строит свои коварные планы для заполучения богатства Дмитрия Мишина. К началу учебного года Анну планируют отправить назад в Псков к бабушке, а Юлию – в закрытую школу-пансион для девочек в Ирландии. Но у сестричек свои планы: Юлия мечтает познакомиться с бабушкой, которой недолго осталось жить – у нее обнаружена раковая опухоль. Девочки поменялись местами и в ирландскую школу Келпи едет Аннушка, не подозревающая, что Келпи – школа для ведьм.
«Юлианна, или Игра в дочки-мачехи»
Юля и Аннушка развивают бурную деятельность, вовлекая на путь православия своих друзей… Жанна строит новые бесовские планы… Появляется новая героиня — гувернантка Александра… Борьба Ангелов и бесов за души людей продолжается…
Роман «Асти Спуманте». Новый этап в творчестве самой популярной писательницы русского зарубежья. Рождение нового жанра — остросюжетного православного детектива.
Первая книга о приключениях графини Апраксиной, помогающей полиции Мюнхена расследовать самые жестокие и запутанные преступления в среде русской эмиграции. Подобно легендарной мисс Марпл, вышедшей из-под пера Агаты Кристи, для русской любительницы сыска нет неразрешимых тайн и безнадежных дел — невероятная проницательность, знание «загадочной русской души» и вера в Высший суд помогают ей покарать зло и восстановить справедливость
Книга «Русалка в бассейне». Русская красавица мечтала завоевать Европу, и ей повезло – в Европу она попала. Но, по выражению одного из действующих лиц романа, попала «Как русалка в бассейн». Молодая, красивая и небесталанная девушка-певица погибла, утонула в бассейне. Было это убийство или самоубийство? Если первое – кто ее убил? Если второе – что заставило её свести счеты с жизнью? Это и предстоит выяснить детективу-аристократке Елизавете Николаевне Апраксиной, героине всех детективов из серии «Русские дела княгини Апраксиной».
Как и в первом романе «Асти Спуманте», действие его разворачивается в совершенно особой среде – в мире трех русских эмиграций. На этот раз главные герои – нелегальные эмигранты из России. Место действия – Мюнхен и его окрестности.
«Благодарю за любовь». Последняя на сегодняшний день книга из серии детективов о графине Апраксиной. Молодой эмигрант, оставивший свое ремесло художник, пользующийся своим умением очаровывать женщин и живущий за счет жен, обращается в графине с заявлением о том, что его хотят убить. Вот только он не знает кого опасаться: бывшей жены, или настоящей, или приехавшего из России сына, или мужа любовницы? Графиня, проведя расследование, заключает, что подозрения беспочвенны. Однако через некоторое время несчастного находят убитым. Кто же убийца?
Захватывающий детектив, который не отпускает до самого конца, пока не узнаешь, кто виновен.
Книги, о которых шла речь, все есть в нашей библиотеке.
Слайд 33. Вед. 1. Вознесенская навсегда осталась настоящей русской патриоткой, глубоко поддерживала политику Владимира Путина. Иногда шутила по этому поводу: «Если бы мне раньше сказали, что буду поддерживать офицера КГБ, не поверила бы. Но Путин – державник, а России сейчас это очень нужно».
Её очень волновали последние события на Украине. Она всегда считала, что это часть Российской империи, причём главная, ведь именно с Киева начиналась Русь. К канцлеру Германии Меркель и всему Евросоюзу Вознесенская относилась скептически, называла это образование искусственным.
Слайд 34. Вед. 2. Юлия Николаевна очень любила природу и была заядлым садоводом. В земле она могла копошиться часами, высаживала какие-то новые растения, обустраивала альпийские горки, изучала лечение травами. Могла уйти на полдня в лес и собирать грибы, обожала варить варенье из садовых и лесных ягод.
Слайд 35. Вед. 1. Любила Вознесенская и кулинарию. На кухне тоже в полной мере проявлялась её творческая натура. Однажды на день рождения сына она приобрела тетерева и изысканно его приготовила. Мальчишки-друзья были в восторге, а сынок Андрюша потом ещё нашёл применение птичьим перьям – приделал их на «рыцарский шлем».
Вед. 2. А один раз она ждала гостей, но шёл Великий пост, и ей пришлось целый день колдовать у плиты, чтобы придумать вкусные, роскошные и при этом постные угощения. Когда гости были сыты и довольны, писательница крайне удивила их сообщением о том, что все блюда на столе без мяса и яиц. Но такие кулинарные шедевры Вознесенская творила, только когда у неё было настроение. Сыновья помнят, если маме было некогда, она говорила: «Иди и поищи в холодильнике что-нибудь». Или: «Денег нет, ешь что дают». И стихотворение у нее есть про борщ:
Слайд 36. Борщ
На днях я как-то колдовала борщ
Морковь катилась из-под рук кружками,
И под ножом кочна тугая мощь
Скрипела, как пороша под ногами.
Вот овощи порезаны. И тут
Воочию увидела я чудо:
На кухонном столе моем цветут
Агаты, бирюза и изумруды:
Жемчужинки капустного листа,
Опаловые луковые стружки,
И рядом лег, как видно, неспроста
С рубином свеклы изумруд петрушки.
Смешенье красок, бликов над столом,
И цвет так по-бунтарски был неистов,
Что стал мне стол казаться полотном
Подвыпившего импрессиониста.
Слайд 37. Вед. 1. Писательница всегда быстро сходилась с людьми и сразу доверялась им. Но некоторые злоупотребляли таким доверием. Если Вознесенская чувствовала, что её предали, то навсегда вычёркивала этих людей из своего круга общения. К счастью, такие случаи происходили редко.
Вед. 2. Как только у Юлии Николаевны появлялись лишние деньги, она тратила их на благотворительность. Когда её книги уже издавались большими тиражами, знакомые упрекали Вознесенскую, что она никак не купит себе дом. А писательница на эти деньги кормила старушек. Собственного жилья у неё так и не было до самой смерти, жила всё время на съёмных квартирах.
Слайд 38. Вед. 1. Несмотря на преклонный возраст, Юлия Николаевна с интернетом была на «ты». Она работала на многих проектах, с 2008 года была модератором на форумах сайтов группы «Пережить.ру». На эти форумы обращаются люди, пережившие горе и потерю родных. А психологи с волонтёрами находят для них слова поддержки, оказывают помощь. У Вознесенской был свой ник «Агния Львовна», под которым она оставила более двух тысяч постов. Будучи сама смертельно больной, писательница помогала страдающим людям обрести утерянную надежду и научиться улыбаться вновь.
Слайд 39. Вед. 2. Вознесенская обладала уникальным даром, могла разглядеть и понять ситуацию, дать тактичный и грамотный совет. Она знала всех постоянных посетителей форума, для каждого находила терпение, сострадание и доброе слово.
Вед. 1. Этим сайтам она отдавала уйму времени. Такой вид служения людям стал проявлением ещё одной грани её таланта. В последние месяцы жизни, когда тяжёлая болезнь и химиотерапия одолевали писательницу, она переживала о том, что не может часто появляться на форумах, у неё просто не было на это сил. Удивительный человек, она ни грамма не жалела себя, а всеми силами стремилась успеть оказать помощь другим.
Слайд 40. Вед. 2. Юлия Николаевна говорила, что эти сайты и то, что происходит на форумах, для неё гораздо важнее написанных книг и их тиражей. Помощь, которую «бабушка Агния Львовна» оказывала людям, она назвала делом всей своей жизни.
Вот один из ответов Агнии Львовны Я вот представила себе два варианта своих посмертных отношений с моими сыновьями, невесткой, внучками. Вот я ушла и издали смотрю на них. Они печалятся, конечно, но говорят о том, как любила их мама и бабушка, что она им дала, вспоминают теплые и смешные истории из прошлой жизни и обещают друг другу никогда ее не забывать. “Спасибо, мама! Спасибо, бабушка! Нам было хорошо с тобой. Мы еще встретимся, и нам опять будет хорошо вместе.”
А вот другая картина. Я ушла, а они плачут и рыдают: “Зачем ты нас оставила? Как ты могла уйти? Мы не можем и не хотим жить без тебя! Зачем Бог нас разлучил навеки?! За что?!?!?!!!!” Мне будет горько, больно за себя и за них. И я буду чувствовать себя виноватой перед оставшимися неизвестно за что. Упаси меня Господь от такой памяти после моей смерти! Пусть память будет светлой и полной благодарности и любви.
Отгадайте с трёх раз, какой вариант мне больше нравится?
Слайд 41. Вед. 1. Когда Вознесенской медики диагностировали рак, она хотела скрыть это от родных, чтобы не расстраивать. Но рано или поздно правда всё равно открывается. После трёх сделанных операций и начавшихся метастаз скрывать диагноз уже было бесполезно.
Вед. 2. Писательница знала о приближающейся смерти, и у неё хватило духу тщательно к ней подготовиться. На берлинском православном кладбище в Тегеле она выкупила для себя место, составила завещание, заказала надгробный крест. Её последней земной поэзией стала эпитафия самой себе. 20 февраля 2015 года Вознесенская ушла из жизни.
Слайд 42.
Сост.: библиотекарь Отдела библиотечного маркетинга Купченко Т.Н.
Список использованной литературы.
- Юлия Николаевна Вознесенская. Биография : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.syl.ru.
- Вознесенская Юлия. Жизненный путь писательницы : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fb.ru.
- Вознесенская Юлия Николаевна : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org.
- Бузик, А. В Берлине скончалась писательница Юлия Вознесенская : [Электронный ресурс] / А. Бузик. – Режим доступа : http://www.logoslovo.ru.
- Юлия Вознесенская: краткая биография, фото и видео :[Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://stories-of-success.ru.
- Юлии Вознесенской. Альбом памяти : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.memoriam.ru.
- Болотина, Д. «Мне разбирать твои черновики – безумная и горькая морока»: поэзия Юлии Вознесенской. Часть первая : [Электронный ресурс] / Д. Болотин. – Режим доступа : http://www.lepta-kniga.ru.
- Стихи Юлии Вознесенской [Электронный ресурс]. – режим доступа : http://ligun.info.
- Есть ли любовь после смерти. 13 очень светлых писем Юлии Вознесенской : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pravlife.org.
- Трилогия Юлии Вознесенской «Юлианна» : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.stranamam.ru.
- В Петербурге спустя 40 лет повторили художественную акцию Юрия Рыбакова и Олега Волкова : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://memo-projects.livejournal.com.
- Вознесенская, Ю. Записки из рукава : Десять лет спустя, или Предисловие автора к советскому изданию : вступительное слово и рисунок Ю. Рыбакова // Юность. – 1991. — № 1. – С. 80 – 88.