Моё послушание – писать книги. Монах Варнава (Санин)

Духовно-музыкальный вечер

Чтец: ОТЧЕ НАШ

Молился я рассеянно, скучая,
Пока не осенило, наконец,
Что Бог, людей молитве научая,
Сам разрешил нам звать Его: «Отец».

Его — пред Кем трепещут Херувимы,
Всего, что только где-то есть, Творца!..
Его — пути Чьи неисповедимы,
Могу считать я, грешный, за Отца?!

О, эта незаслуженная милость!
Что, человече, ты взамен ей дашь?
И сердце сразу к Богу устремилось,
Едва сказал я тихо: «Отче наш!..»

ВЕД. 1. Есть такая вещь, которой не перестанешь удивляться никогда – это Промысл Божий. Жизнь человека, о котором сегодня пойдёт речь соткана из удивительных Божьих знаков, подсказок и встреч. Читая книги этого замечательного рассказчика, понимаешь, что Господь был в жизни этого человека всегда.

ВЕД. 2. Монах Варнава (в миру Санин Евгений Георгиевич) – российский писатель, поэт и драматург. Родился 10 июля 1954 года в городе Гурьеве, теперь Республика Казахстан. Детство и юность прошли в г. Буденновске Ставропольского края. Русский в четвертом колене. Отец, Георгий Васильевич, фронтовик, работал юристом. От него автору досталось упорство, хотя сам себя считает великим лентяем. Мама, Ирина Евгеньевна, была экономистом, от нее наследовалась любовь к истории, особенно античной, и истории Руси. Монах Варнава написал более 200 книг романов, повестей, стихов и пьес для различной аудитории – от мала до велика. Главные темы автора – свет Православной веры, Русская история, христианская любовь, взаимоотношения человека и мира.

Чтец. ВЕЧНЫЙ МИГ

Живя без веры и надежды,

Я шел, куда вела судьба,

И боготканные одежды

Сменил на рубище раба.

Я брел среди гранитных сколов,

Бежал, проваливаясь в грязь,

Неизглаголанных глаголов

Ища потерянную связь.

Но, наконец, настал прозренья

Неповторимый вечный миг,

И я смысл жизни и спасенья

Сердечным разумом постиг!

Вернулись вера и надежда,

Путем стал Бог, а не судьба,

И боготканная одежда

Легла на рубище раба!

ВЕД. 1. Путь к писательству, тем более на духовную тему, был долгим и жестким. Учась в школе, сначала хотел стать профессиональным футболистом, но после сильной травмы ноги, эту мысль пришлось оставить. Любил заниматься астрономией и раскопками. О том, что юный Евгений станет писать не подозревал никто в классе. Только родители дома знали, что может написать стихотворение. Когда на творческих встречах его спрашивают, почему он стал поэтом и писателем, монах Варнава отвечает правдивой шуткой. Однажды, живя в Будённовске, когда Жене было 10 лет, родители дали ему 20 копеек, по тем временам немалые деньги, и велели привести в порядок причёску. И, надо же было случиться так, что по пути в парикмахерскую, на его пути стоял киоск Союзпечати, где он увидел карандашик и блокнотик. Стоили они 10 копеек. Не купить их Женя не мог, но и не оправдать доверие родителей и вернуться без обновлённой причёски тоже не мог. Когда пришел домой с карандашиком и блокнотиком, из-за двери встретили «Мы только стриженных принимаем», на что он буркнул: «Ну, я на этот раз очень стриженный». Женя очень хорошо оправдал доверие родителей: 10 копеек – это была стрижка налысо.

ВЕД. 2. А уже в старших классах на диспуте «Кем вы хотите стать?», когда подняли Санина и спросили: «Кем вы хотите быть?», он сказал первое, что пришло в голову: «Журналистом». На вопрос: «Почему?» он ответил: «Во-первых, очень часто встречаешься с людьми, а, во-вторых, приходится много ездить», хотя, из-за проблем с вестибулярным аппаратом, проехать хотя бы один километр в машине для него было настоящим подвигом. И, тем не менее, слова были сказаны, и преподаватели стали предъявлять к нему особые требования, как к журналисту.

ВЕД. 1. Но отец, Георгий Васильевич, как бывший офицер очень хотел, чтобы сын тоже стал офицером. И Евгений, не желая конфликтовать с отцом, стал готовиться к поступлению в военное училище. Он, сугубо гуманитарий, для которого дважды два уже была высшая математика, усиленно изучал алгебру и физику. Но тут случилось то, что иначе как Промыслом Божиим монах Варнава не называет: в 1971 году Львовское военное-политическое училище впервые объявило набор выпускников школ, гражданских лиц на факультет военной журналистики. До этого туда принимали только ребят, которые служат в армии. Экзамены – только по гуманитарным предметам. Это было компромиссное решение, которое устраивало и отца, и сына.

ВЕД. 2. И Евгений поехал во Львов. Элитное училище, конкурс – 33 человека на место. Туда поступали дети министров, зам. министров, а у Евгения отец – майор запаса, честно прошедший войну. И экзамены сдал далеко не блестяще: первый экзамен – три, второй – четыре. При таком конкурсе, уже после первого экзамена надо было собирать вещи и уезжать, но Евгений почему-то остался. На третьем экзамене по истории он со слезами на глазах рассказывал о первой революции 1905 года, убийстве Баумана и экзаменаторы, впечатленные его ответом, сказали, что будут ходатайствовать, чтобы Евгения оставили при кафедре истории. Но впереди ещё надо было пройти мандатную комиссию. Дальше со слов самого монаха Варнавы:

Чтец: Дошла очередь и до меня. Непомерно велика сила Промысла Божиего. У меня не было никаких шансов, даже из миллиона. И, разумеется, генерал сказал, мол, извините, вы совершенно недобрали баллов, приезжайте на следующий год. Не знаю почему, в меня вселяется мужество, граничащее с наглостью, и я говорю: «Товарищ генерал, я не согласен с оценкой по сочинению. Оно заняло первое место по Ставропольскому краю, и я знаю, что пять баллов там обеспечено. А тут не то что четыре, тут вовсе – три». Генерал берет сочинение, смотрит, улыбается и говорит: «И все равно тут одна ошибка есть. Великая Октябрьская социалистическая революция. У вас «социалистическая» написано с большой буквы, а надо с маленькой». Генерал согласился даже на «четыре» с плюсом, но все равно баллов было мало. И тут я иду на последнюю попытку и говорю, что меня хотели оставить при кафедре истории. Генерал смотрит на преподавателей, те кивают головами, и я вижу, что он пишет букву К – это означало «кандидат»: если кто-то откажется, не приедет, то меня принимают в училище.

Две недели промелькнули, как одна секунда. Когда выстроился строй, стали выкрикивать фамилии: такого-то – туда, такого-то – сюда. И мы не знали, где кандидаты, а где курсанты. И когда я оказался в одной шеренге вот с этими (сыновьями министров и генералов), то понял, что я курсант. И в Буденновск полетела телеграмма: «Папа, мама, я курсант!»

ВЕД. 1. Четыре года учился журналистике. Хотя там заодно учились водить танки, машины, изучали ракеты, военную тактику. Но главное, что учился писать. В конце – хороший диплом, нарушений дисциплины не было, знал приблизительно место распределения, но так получилось со здоровьем, что попал в госпиталь. И тот самый зам. начальника училища, который сидел в мандатной комиссии четыре года назад, оказался тоже в госпитале, и они по-простому, по-человечески поговорили, как Евгению лучше начинать военную карьеру. Генерал сказал, что лучше всего начинать не с хорошего места, оно потом придет, а с плохого.

ВЕД. 2. Плохое место тогда было одно. Сказать, что оно плохое – не сказать ничего. Это была Байкало-Амурская магистраль. БАМ. Мало кто знает, но почти весь БАМ строили железнодорожные войска – там было очень много военных бригад, сопоставимых по количеству солдат с дивизиями. Железнодорожные войска, где два солдата заменяют экскаватор. После госпиталя Евгений позвонил начальнику факультета: «Товарищ полковник, разрешите обратиться. Тут скоро распределение. Можно мое мнение учесть? Я хотел бы поехать на Байкало-Амурскую магистраль». Возникла очень длинная пауза, Евгений даже подумал, что прервалась связь. После паузы полковник сказал, что учтет его просьбу.

ВЕД. 1. Его просьбу, конечно же, удовлетворили. И он попал корреспондентом-организатором в посёлок Алонка к лучшему журналисту тогдашнего Советского Союза – Юрию Дмитриевичу Теплову. Журналисту, чьи репортажи были военной беллетристикой тех лет. Он писал расковано, его материалы зачитывали до дыр. И вот Санин приносит Юрию Дмитриевичу свой первый репортаж, уверенный в том, что его сейчас будут очень хвалить. Но Теплов стал править материал и, оказалось, что репортаж не годится для печати. Закончив правку, Теплов посмотрел на недоумевающего молодого корреспондента и сказал: «Говоришь ты хорошо, местами даже красиво и правильно, но вот пишешь… Так писать нельзя. Попробуй писать так, как думаешь, а не так как учили». Он попробовал и с тех пор так и пишет, и всегда с благодарностью вспоминает своего первого учителя. Впоследствии публикации Санина отличались живым, ярким словом, неизменно вызывали восхищение довольно взыскательных коллег и занимали почетное место на доске лучших редакционных материалов.

ВЕД. 2. За три года работы на БАМе давали медаль, Евгений проработал там шесть лет. Морозы – до минус 64 градусов; но чаще – минус 55 со сбивающей с ног метелью, нехватка кислорода, жизнь на болотах, или, как называли их местные жители, – на мари. Не раз попадал в такие ситуации, когда можно было потерять жизнь. А в результате потерял здоровье. Занимаясь спортом, он был крепким и здоровым. И вдруг тяжелейшая болезнь щитовидной железы. Родным сказали, что шанс остаться в живых 50 на 50. 24 июня 1980 года, когда в Москве гремела Олимпиада, на улице стояла жара, он три часа пролежал на операционном столе под местной анестезией, которая не поспевала за скальпелем хирурга. Было очень больно. И вот в один момент, когда боль стала уже нестерпимой, Евгений, впервые в жизни вдруг взмолился: «Все святые, которые только слышат меня, помогите мне, спасите меня!»

Чтец. ОБМАН

Как уводили нас от Бога —

За годом год, десятки лет,

Уча со школьного порога,

Что Бога не было и нет!

Как уводили нас от веры,

Икон, молитвы и Креста,

Считая дни от новой эры,

А не от Рождества Христа!..

И мы без истинного Света,

Взрослея, становились злей.

О, Господи, прости за это

Обманутых учителей!

ВЕД. 1. После болезни Евгений был уволен в запас, получил инвалидность и несколько лет трудился в различных редакциях уже штатским журналистом. А после операции начался его путь к воцерковлению. Путь был долгим. Он и крестился-то не сразу после операции, а лишь девять лет спустя. 10 июля 1989 года на свой 35-ый день рождения пошел в Троицкий собор города Подольска, где тогда жил, и окрестился. Батюшка тогда в проповеди сказал: «Ну вот, уже и писатели стали креститься». От отца Евгению досталась хорошая черта – обязательность. Сразу после крещения купил молитвослов, и стал совершать утренние и вечерние молитвы. В церковь сначала заходил на 5, 10 минут, потом стал исповедоваться и причащаться.

ВЕД. 2. Ещё будучи на БАМе, он пробовал стать писателем, занимался поэзией и прозой под руководством Теплова. От журналистики до писательства один неуловимый шаг, а Санин никак не мог его перешагнуть не один десяток лет, как Юрий Дмитриевич ни пытался ему помочь, хотя уже была и повесть о БАМе «Последний десант», напечатанная в журнале «Молодая гвардия» в 1987 году, и рассказы об армии, и стихи печатались в коллективных сборниках.

ВЕД. 1. Настоящая литературная деятельность началась с неуклонного желания и стремления стать писателем. После первой повести о БАМе «Последний десант», Санин написал исторические романы и повести о временах античности. В 1993 году стотысячным тиражом вышел роман-дилогия «Колесница Гелиоса», вслед за ним – серия остросюжетных повестей о жизни императоров Древнего Рима. Но чем больше узнавал о вере, о Церкви, тем больше хотелось рассказывать об этом людям. И первые его книги на эту тему: «Лестница-небесница» и «Духовная азбука» — были обращены к детям. В соавторстве со священнослужителем была написана и издана книга «Советы идущему в церковь. От ворот до Царских врат».     

ВЕД. 2. 1995 – 1996 годы Евгений Санин провёл в Черниговско-Гефсиманском скиту при Троице-Сергиевой Лавре, там, где преподобный старец Варнава основал монастырь. Его настоятель архимандрит Феофилакт сказал: «Евгений, если ты хочешь писать правду, тем более о России, ты должен знать Православие. А Православие можно узнать, только пожив в монастыре. Поживи, выделяю тебе келью». И Евгений остался в скиту послушником. Кстати, тогда же, в монастыре, Санин поверил в силу выполняемых по послушанию обязанностей, в силу послушания. С детства трудно переносил автомобильные поездки, всегда сильно укачивало. А тут отец настоятель архимандрит Феофилакт, благословил ехать в Нижегородскую епархию – за 500 километров! Евгений взмолился: «Не доеду!», а он: «Ничего, доедешь!» И, правда – с тех пор он забыл о мучившей его столько лет проблеме поездок.

ВЕД. 1. Как раз в те дни, когда Евгений был послушником в монастыре, канонизировался преподобный старец Варнава.

Старец Варнава – это бывший крестьянин, который стал монахом. До тысячи человек к нему приходило. Становились перед его кельей и он, даже не зная многих по имени, выходил и говорил: такая-то из такой-то деревни, давай заходи. К нему подходит женщина: «Батюшка, благословите операцию сделать – рак в последней степени» – «Нет у тебя никакого рака, поставь горчичник – пройдет». «Батюшка, у нас в Русско-Японской войне мужья потерялись. Как за них молиться – за усопших или за живых?» – «За живых, через 2 недели приедут». И приезжали. Ему было открыто все. И вот такого старца Варнаву Гефсиманского канонизировали в 1995 году, 19 июля.

ВЕД. 2. После этого началось поднятие его святых мощей, а Евгению дали в монастыре послушание и надо было уехать в Выксу на 2-3 дня. Приехав обратно, узнал, что мощи преподобного Варнавы уже начали открывать. Рассказывали о многих чудесах, которые происходили во время поднятия святых мощей. И какова же была радость Евгения, когда по приезду, ему было дано новое послушание – поднимать мощи преподобного Варнавы Гефсиманского чудотворца.

Слайд 16. С утра до вечера Санин сидел в полутемной часовне Иверской – той самой, где преподобный Варнава любил молиться. Весь грунт вынули, и Евгений с ещё одним послушником месяц перебирали руками комочки земли, выбирая частицы мощей… До сих пор, как благословение и утешение старца с ним — дужка от его образка, найденного тогда же. С того времени преподобный Варнава Гефсиманский стал ему особенно близок, и когда при постриге Евгению дали в его честь имя Варнава, был просто счастлив. Но до пострига — еще годы и годы, от дня Крещения пройдет 20 лет, прежде чем 10 октября 2009 года Санин примет монашеский постриг в малую схиму с именем Варнава, в честь преподобного старца Варнавы Гефсиманского Чудотворца.

 Господи, прости, прости, прости!

Пожалей не знающего жалость,

Сделай так, чтобы водой в горсти

Всё плохое в сердце не держалось.

Господи, прошу, прошу, прошу

Пред Тобой смиренно каждый день я,

Если я, как человек, грешу,

Ты, как Бог, прощай мои паденья!

Господи, молю, молю, молю,

Как о ливне в засуху берёзы,

Сделай так – и всех я полюблю,

Чтобы сердце захлестнули слёзы!

Господи, прошу тебя, согрей

Душу, разодетую в проклятья.

И, как сына блудного, скорей

И меня прими в Свои объятья!

ВЕД. 1. Все чудеса, которые происходили при поднятии мощей, описаны в книгах «Святая святым», «Денарий кесаря», «Белый гонец», «Мы – до нас», об этих чудесах рассказано в повестях «Вера», «Исцеление вечностью», в многочисленных рассказах и стихах. Чудес было много, но среди них было ещё одно незамеченное. День 24 июня, когда Евгению делали операцию. В этот день Православная Церковь чествует апостола Варнаву. Это был день именин преподобного Варнавы Гефсиманского чудотворца, потому что он был пострижен именно в честь апостола Варнавы. И, в довершение ко всему, Евгений попадает в скит, который относится к Свято-Троицкой Сергиевой лавре, а день рождения преподобного Сергия тоже 24 июня. И вот так потянулась цепочка «случайностей» – Промысла Божия, которая привела к тому, что теперь Санина называют не Евгением, а – монах Варнава.

ВЕД. 2. Еще тогда в годы первого трудничества, Евгению очень хотелось остаться в монастыре, но духовник, покойный теперь отец Прокопий, не благословил, сказал: «Рано тебе в монастырь, отправляйся в мир, пиши книги (стихи, прозу), но только такие, в которых ты на понятном, близком людям языке будешь рассказывать о самом главном — о Боге, о вере, о Церкви, чтобы твои книги вели к Богу». Благословил его на эти труды, в том числе, издание книг для детей и писание исторических романов, почивший недавно старец архимандрит Кирилл (Павлов). С тех пор своё литературное творчество монах Варнава рассматривает как миссионерское служение, как главное послушание.

Чтец. Под тяжелым грузом вины

На колени я опускаюсь.

Отрекаюсь от сатаны,

От того, как жил, отрекаюсь!

Ах, одеть бы сирый наряд

И умчаться в пустынную глушь бы,

Где свечами звезды горят,

Как во время Пасхальной службы.

Но — одна на столе свеча,

За окном не пустыня — город,

Давит мне петлей палача

Горло модной рубашки ворот.

Значит, здесь нести груз вины,

Здесь мне каяться, я и каюсь:

Отрекаюсь от сатаны,

От того, чем жил, отрекаюсь!

ВЕД. 1. Вот уже 30 лет монах Варнава продолжает по послушанию заниматься творчеством и каждый год выпускает новые книги – серьезные большие исторические труды, романы и повести для детей, малую прозу, духовную лирику, пьесы. Важно, что все это не литература ради литературы, не книги ради книг, не для того, чтобы просто поразвлечь, повеселить читателя. Это – о самом главном, что только может быть для человека в жизни – поиске смысла этой жизни. Извечный вопрос для всего человечества.

Чтец. ТЕНЬ УТРАТЫ

Стою между рассветом и закатом.

Промчится белокрылой птицей день,

И время, равнодушное к утратам,

Отбросит его в память, словно тень.

Замру между закатом и рассветом,

И чернокрылой птицей мрак ночной —

Зимой попозже и пораньше летом —

Устало пролетит передо мной.

За утром — вечер, с месяцем-лучиной.

За ночью — день, в объятиях проблем.

Живу между рожденьем и кончиной,

И хоть бы раз подумал: а зачем?..

ВЕД. 2. Основные темы книг: о Боге и вере, смысле человеческой жизни, добре и зле, любви и верности, чистоте и порядочности, любви к Родине, патриотизме. Причем, начиная с детей и для всех возрастов. На самом понятном языке, в виде увлекательных и остросюжетных исторических и современных романов, повестей, рассказов, стихов.

 ВЕД. 1 Сейчас в библиографии монаха Варнавы (Санина) более 200 книг. Многие из них становились настоящими бестселлерами. Например, историческая дилогия «Колесница Гелиоса» и еще несколько романов о Древнеримских императорах выпускались тиражами по 100 тысяч экземпляров, а совокупный тираж всех изданий превысил 1 млн. книг. И это только официальные тиражи. Некоторые издательства выпускали и, так называемые, «пиратские» копии. Например, первая его книга, написанная в соавторстве «Советы идущему в храм» вышла официальным тиражом 65 тысяч экземпляров, но потом её допечатывали без спросу. К этому явлению монах Варнава относится спокойно: главное для него, чтобы книга дошла до людей. Произведения монаха Варнавы (Санина) переведены на английский, французский, испанский, украинский и каталонский языки.

ВЕД. 2. Серия его книг для детей и юношества «Тайна рубинового креста» стала лауреатом конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2011 года в номинации «Лучшая книга для молодежи». Эта серия состоит из пяти книг: Святая – святым; Денарий кесаря; Белый гонец; Мы – до нас; Чудо – из чудес. В книгах этой серии таинственным образом перекликаются события глубокой древности и сегодняшнего дня.

Серия книг «Тайна рубинового креста» будет интересна детям – ее сюжет захватывает и увлекает; она поможет и взрослым – поможет понять детей, поможет вспомнить, как трудно и как необходимо найти в детстве Правду и Любовь.

ВЕД. 1. Благочестивая сказка «Душа-Царевна». В сказке рассказывается о том, как дочь доброго царя Домоседа душа-Царевна и ее возлюбленный одерживают победу над злым и коварным царем. В этом сражении им помогают чудесные помощники. Как во всякой хорошей сказке добро победит зло, а правда восторжествует над ложью. Сказка «Душа-Царевна» в исполнении народной артистки Тамары Ворониной стала лауреатом международного театрального форума «Золотой Витязь».

ВЕД. 2. Есть еще цикл «Маленькие притчи для взрослых и детей», который пользуется неожиданно большим даже для самого автора успехом у читателя. Это около 7000 маленьких притч, произведений в редком литературном жанре, которые уже составляют 100 небольших томиков. Автор говорит, что изначально они писались для взрослых, но почему-то особенно полюбились детям. Да так, что ребята иногда кладут их себе под подушку! Послушаем монаха Варнаву, что он говорит о своих притчах.

ВЕД. 1. Говоря о притчах и сказках монаха Варнавы, нельзя не сказать несколько слов о художнике-иллюстраторе Вячеславе Полежаеве. Он стал автором иллюстраций нескольких десятков книг монаха Варнавы, в том числе, 10 томов маленьких притч, 3 книг серии «Бог и мир», «Тучка-лейка», первого издания сказки «Душа-царевна». Яркие иллюстрации этого художника усиливают впечатление от прочтения притч и наталкивают на правильные выводы. Послушаем одну из них и посмотрим на иллюстрацию Вячеслава Полежаева:

Чтец. ДУБ И ВЕТЕР. Возмутился молодой дуб:

– Что это ты, ветер, покоя мне не даешь? Все дуешь и дуешь! Траву только гладишь-прихорашиваешь, а на мне вон уже сколько веток обломал!

– Глупый! Это же для твоей пользы! – прокряхтел старый дуб.

– Для моей?! – возмутился молодой дуб, думая, что старик уже выжил из ума. А тот, как ни в чем не бывало, пояснил:

– Эх, молодость, молодость!.. Ветер тебя раскачивает, и твои корни все крепче уходят в землю. Скоро он и меня, чтобы тебе больше солнца было, повалит…

И тогда поблагодарил молодой дуб ветер. И пожалел, что не может отодвинуться в сторону, чтобы не нужно было валить этот старый и мудрый дуб…

 ВЕД. 2. Монах Варнава является лауреатом губернаторской премии «Наше Подмосковье» 2016 года за православную эпопею «Великое наследство». Газета «Комсомольская правда» провела пресс-конференцию, на которой автор, монах Варнава, представил свой проект. По мнению автора, аналога данной эпопее, где прослеживается жизнь одного человеческого рода на протяжении более 2 тысяч лет, нет и не было во всей мировой литературе.

Эпопея состоит из многоплановых, остросюжетных исторических романов: «Око за око», «Завещание «бессмертного», «Скифская стрела», «Поверженный идол, или Закат на Олимпе», «Святое время», «Тайный свиток», «В Лето 2010…». Все эти романы можно читать и как часть всей православной эпопеи «Великое наследство», и как совершенно отдельные самостоятельные книги.

(ВИДЕО)

ВЕД. 1. Я написал стихи о вере и о Боге,

              О том, как надо и не надо жить…

              И научил свою поэзию в итоге –

              Во славу Божью – Господу служить!

Монах Варнава является автором многих поэтических сборников: «Душа России», «Встреча» в двух томах, «Наедине с душой моей», «Плач по России» в двух книгах, «Духовная поэзия», «Крестный путь», «Два каравана», «Крещенский дождь», «Я на колени опускаюсь…», «Зимний соловей» и это ещё не полный перечень его книг. «Духовная поэзия — это не всегда стихи о церкви, о Православии, о Боге. Кто-то через природу славит Творца, и это тоже духовная поэзия», — утверждает он.

Чтец. Не опыт, как вершина знанья,

Не споры, кто кому родней, –

Любви нужны воспоминанья

Мгновений самых лучших дней!

Что толку вспоминать плохое,

Переживая вновь и вновь,

Все то, что губит дорогое,

Чему название – любовь!

Тогда покажется однажды,

Что умерла она навек.

Такое чувство знает каждый

Хоть раз любивший человек.

Казалось бы, нет возвращенья

Тому что было и прошло.

Но вдруг – минувшие мгновенья

Возникнут в памяти светло.

И вмиг – как из засохшей ивы,

Уже погубленной грозой

Проклюнется росток счастливый –

Зеленой радостной слезой!

И снова сердце замирает,

И счастье вновь на целый век!

Любовь, как жизнь, не умирает.

Хотя ее и убивает

Порою тщетно человек!                                                                                                                                                                                                ВЕД. 2. Книга «Лирические чётки» монаха Варнавы (Санина) –  это стихотворения-четверостишия. Такие совсем короткие стихи – не частое явление в литературе, по причине того, что для их создания требуется талант особого рода и кропотливая работа, сродни труду ювелира…

Но в итоге эти маленькие стихотворения подчас больше, чем целая поэма, заставляют читателя задуматься очень о многом и самом главном – смысле его жизни.

Умирая, он думал: «Конец…»

А как умер, то понял: «Начало!»

И помчался бы в храм, наконец,

Только сердце стучать перестало…

 

ВЕД. 1. Однажды в соборе к монаху Варнаве, писавшему записки о упокоении и о здравии, подошел офицер и спросил, где написать записку о упокоении. Монах подал ему листок и сказал: «Вот тут: поставьте наверху православный крест, затем напишите «О упокоении» и внесите, как тут разрешается, до десяти имен».

— Но этого мало… — растерялся он.

— Тогда напишите две записки. – посоветовал я.

— Да как вы не понимаете?! Их тоже не хватит! – неожиданно разволновавшись, воскликнул он и, вспомнив, что находится в храме, чуть слышно спросил: — А всю эту тетрадь можно подать?» и показал общую тетрадь, на которой было написано «Список личного состава батальона».

Так было написано стихотворение «Случай в соборе».

Слайд 37. (ВИДЕО)

— Скажите, где тут записку за упокой написать?

— А вон, возьмите листок и пишите!

— Листка мало, тут и тетради не хватит… А список всего моего батальона подойдет?.

Давно умолк церковный хор,

И отпуст прозвучал.

А он, молоденький майор,

Того не замечал.

Три пачки свечек на канон –

Да самых дорогих! –

Поставил, обжигаясь, он

И замер возле них.

Вздыхали женщины: «Чечня!»

А он, потупив взгляд,

Шептал: «Возьми, возьми меня,

Но возврати ребят!»

Он не винил теперь иуд,

Сгубивших батальон,

А просто, выполнив свой труд,

Встал перед Богом он.

И, как он есть и в чём там был,

Вернувшись из Чечни,

Теперь без устали твердил:

«Прости… Возьми… Верни…»

Стояли свечи, словно строй,

И кланялись кресту, —

То, завершив последний бой,

Солдаты шли к Христу.

Пылали свечи. Спаса взор

Им милость источал.

… А он, молоденький майор,

Того не замечал…

ВЕД. 1. Эту встречу монах Варнава описал в рассказе «Случай в соборе или как пишутся стихи». Его можно прочитать в сборнике «Грешная» каша», который есть в нашей библиотеке.

ВЕД. 2. Монах Варнава – автор многих баллад о православных святых, автор праздничной поэзии, а также стихов о православных иконах и Великой Отечественной войне.

Баллада «Святой приказ»

Стрельба велась прямой наводкой

По дому, где засел солдат.

Он вытер пот со лба пилоткой,

Взял снова в руки автомат.

Он был один в горевшем доме,

И санитар себе, и друг…

Вокруг – враги. И тут в проеме

Увидел женщину он вдруг.

На палку-посох опираясь,

В платке и юбке до земли,

Стояла, словно не касаясь

Она осколков и пыли.

Солдат опешил, как от чуда.

А та, кивнув на потолок,

Сказала: «Уходи отсюда

В другую комнату, сынок!»

Он понял: возражать напрасно,

Такая прозвучала власть,

Что без вопросов было ясно:

Промедлить миг – значит, пропасть!

Он сделал, как она сказала –

Еще не осознав того,

Что эта женщина спасала

От верной гибели его!

Дорогу в пять шагов длиною

Солдат в два шага одолел,

И тут же за его спиною

Рвануло так, что дом взлетел.

Из глаз исчезло поле боя.

Потом был плен и лагеря…

Где не давала мысль покоя:

Что выжил он в том доме зря!

Прошли года. Стал ветераном

Солдат почетным, и теперь

Настало время новым ранам

От нескончаемых потерь.

Сто верст прощальных он отмерил,

И, хоть не верил в Бога сам,

Зашел раз в храм и не поверил

Однажды собственным глазам

Стоял, застыв, он в Божьем доме,

Не понимая ничего:

Та женщина, как в том проеме

Опять смотрела на него.

На палку-посох опираясь,

Платок и юбка до земли…

Она стояла, улыбаясь.

Вблизи и будто бы вдали!

Солдат неверными шагами

К иконе, щурясь, подошел

Но надпись древними слогами,

Как ни старался, не прочел.

«Кто это?.. – к старице согбенной

Он обратился. – Чей портрет?!»

«Икона Ксении Блаженной!» –

Ему послышалось в ответ.

Солдат опешил, как от чуда,

И вдруг услышал, как тогда:

«Не уходи, сынок, отсюда

Теперь надолго никуда!»

Вновь было возражать напрасно.

Такая прозвучала власть,

Что без вопросов стало ясно:

Ослушаться – значит, пропасть!

Шел ветеран-солдат из храма.

И, хоть нелегок груз годов,

Он вновь, как в молодости прямо,

Без промедленья был готов

Все сделать, как она сказала.

Не осознав еще того,

Что в этот раз она спасала

От вечной гибели его!

ВЕД. 1. На 100 с лишним стихотворений монаха Варнавы разными авторами были написаны песни. Среди исполнителей – певец Александр Барыкин, известная православная исполнительница Юлия Березова. С покойным Александром Барыкиным они были друзьями. На стихи монаха Варнавы Барыкин написал три песни, хотя писать песни на чужие стихи он не любил. Одна из трех совместных песен называется «Каюсь!». Певец называл её самой лучшей песней во всем своем творчестве. Это – песня-покаяние. Стихи монах Варнава писал, стоя на коленях, а Александр Барыкин пел её со слезами на глазах…

ВЕД. 2. В 2011 году в издательстве Даниловского монастыря вышел диск духовных песен на стихи монаха Варнавы в исполнении игумена Иосифа (Дьяченко), выпускника Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, принявшего монашеский постриг в 1985 году. Назван диск по одноименному стихотворению монаха Варнавы – «Мольба».

Послушаем песню в исполнении игумена Иосифа «Отлистопадило…».

ВЕД. 1. Сейчас, мы познакомим вас с книгами монаха Варнавы, которые имеются в нашей, центральной, библиотеке, в детской и городской библиотеках. Книги эти пользуются большим спросом, поэтому собрать их все вместе не представляется возможным. Все книги можно читать как совершенно самостоятельные произведения.

Из серии «Тайна рубинового креста»: Белый гонец; Мы – до нас; Святая – Святым. Поскольку это книги для юношества, то их можно найти в детской библиотеке.

ВЕД. 2. На абонементе ЦБ и в городской библиотеке есть 5 первых книг из серии «Великое наследство»: Око за око; Завещание бессмертного; Скифская стрела; Поверженный идол, или Закат на Олимпе; Святое время.

ВЕД. 1. Из серии «Православная библиотека приключений»: Божий суд; Иду на Вы; Приди и виждь! Эти книги можно найти в центральной библиотеке, детской и городской библиотеках.

ВЕД. 2. Исторические повести о первых годах христианства «Свет во тьме» в двух книгах – на абонементе и в городской библиотеке.

ВЕД. 1. «Маленькие притчи для детей и взрослых» в нескольких томах есть во всех городских библиотеках.

ВЕД. 2. Книга «Вера» — это документальная повесть о женщине, заболевшей раком и нашедшей ответы на вопросы «Почему это случилось со мной?» в православной вере, а «Исцеление вечностью» — это дополненный историческими сюжетами вариант книги «Вера». Они есть и в центральной библиотеке, и в городской.

ВЕД. 1. Есть, также сборники рассказов «Духовная арифметика», «Живые свечи», «Дом Николая Чудотворца» и несколько томов маленьких рассказов «Сегодня и вчера».

ВЕД. 2. Любителям виртуального чтения, в Сети выложено Собрание сочинений в 50 томах. Случай даже для мировой литературы по нынешним временам уникальный, беспрецедентный. Прочитать эти произведения можно совершенно бесплатно на сайте мвсан50томов.рф.

ВЕД. 1. У монаха Варнавы есть свой официальный сайт. Его адрес — mvsan.ru или монахварнава.рф. Здесь можно найти все его изданные, а также только ещё готовящиеся к печати книги, а главное оставить читательский отклик. Монах Варнава будет этому очень рад.

ВЕД. 2.Отпечалилось, отгрустилось –

Слава Богу за боль и беду.

Жизнь сегодня не закатилась,

Значит, завтра я радость найду.

Оттревожилось, отболело,

Слезы пали росой на траву.

Вот и солнце взошло несмело.

Слава Богу за то, что живу!

На этом наша встреча с православным писателем монахом Варнавой (Саниным) закончилась. Спасибо за внимание.

Составитель: методист ОБМ Купченко Т.Н. 

Список литературы.

  1. «Мое послушание – писать книги». Интервью с монахом Варнавой (Саниным) в журнале для семейного чтения «Православная беседа» № 3 за 2011 г. : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// монахварнава.рф.
  2. Отец Варнава (Санин): «Чем больше я узнавал о вере, тем больше хотел делиться этим с людьми…» 23 марта 2017 :[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riamo.ru.
  3. Монах Варнава (Санин): «Непомерно велика сила Промысла Божиего» : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://orthodox-magazine.ru.
  4. Алексий, человек Божий : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sonofrus.ru.
  5. Глаза России. Монах Варнава (Санин) : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://poesy.mirtesen.ru.
  6. Монах Варнава (Санин) : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://kurskonb.ru.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий