Сценарий духовно-поэтического вечера
Слайд 1.
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами на очередном мероприятии духовно-православной тематики.
Из нитей скудных и непрочных, из волокон осуждения и зависти, уныния и гнева ткётся полотно наших дней… События текут то медленно и мерно, то несутся сокрушительным ураганом. Разум человеческий разбивается о стену несогласия и непонимания, и разрываются души между проклятием и благословением, телесной похотью и небесной любовью. Мир заблудился во тьме желаний…
Слайд 2. Видеоклип «А небо кричит». Поёт Светлана Малова
Слайд 3.
Ведущий 2. Но и ночь светла, когда приходят люди со светом Божественной истины. Они жили среди наших предков, они живут и среди нас, оставляя о себе память в народах.
Ведущий 1. В недобрые дни отчуждения подвижники и святые, вступившие на путь любви Христовой и прошедшие его до конца, освящают дороги мирских странствий невечерним светом своей славы, наставляют сердца людей к покаянию, ведут к свету и великой истине Православной веры.
Чтец
Если Божьей дорогой идёшь,
Будешь миру всегда нехорош.
Скажет он, что удел твой плох.
«Хорошо!» — тебе скажет Бог
Постоянно в опасностях ты
Средь носителей зла и вражды.
Сам диавол велит им: «Терзай!»
А Господь ободряет: «Дерзай!».
Кто себя для себя не берёг,
Через тех прославляется Бог.
И твои не пройдут без следа
Годы подвига, годы труда!
Слайд 4.
Ведущий 2. Протоиерей Михаил Кириллович Бобровский (1784-1848) — выдающийся славист, один из основоположников зарождения белорусоведения, богослов, профессор Виленского университета, протоиерей, Пружанский благочинный.
Ведущий 1. Мировую известность ему принесли открытие и изучение древнеславянских рукописей и первопечатных книг. Его заслуги признаны были учёными обществами Москвы, Рима, Парижа, Лондона, почётным членом которых он являлся. Талантливый и неимоверно трудолюбивый профессор подготовил к печати несколько научных работ.
Ведущий 2. Уже во второй половине XIX в. о нем писались научные очерки и биографические воспоминания. Им восхищались, его уважали и чтили известные люди Европы. А что же мы, его потомки? Что мы знаем об этом великом человеке и просветителе, который стоял у истоков воссоединения с православием.
Ведущий 1. 15 последних лет его жизни прошли на Пружанской земле в местечке Шерешево. Наша земля дала вечный приют человеку, о котором его современники писали: суждено и нашему духовенству иметь отныне свое светило и украшение!
Слайд 5.
Ведущий 2. Прошло немногим более 10 лет, как на его почти исчезнувшей с лица земли могиле в посёлке Шерешево стараниями белорусской учёной интеллигенции был поставлен скромный деревянный крест. Сегодня это почитаемое место изменилось.
Слайд 6. Слава Богу, благодаря неравнодушным людям, память о великом учёном-слависте и духовном просветителе, Пружанском благочинном воскресает. И наше сегодняшнее мероприятие имеет такую же цель – воскресить в нашей памяти образ человека, посвятившего всю свою жизнь служению Богу и людям.
Слайд 7.
Ведущий 1. Менее сильную личность обстоятельства жизни сломали бы. Этот человек напоминает античного героя, обреченного в царстве Аида бесконечно вкатывать на гору огромный камень, вновь и вновь срывающийся с вершины. Тяжелее всего первопроходцам. А он во многом был первым. Первый, начавший изучать творчество Франциска Скорины. Первый, кто открыл Супрасльскую рукопись. Один из первых, кто пытался сформулировать белорусскую национальную идею.
Ведущий 2. Одни прочили ему карьеру епископа, другие — академика… И он мог бы сделать карьеру — и духовную, и научную… Но выбрал служение своему народу — и, как многие, попал между жерновами, став опасным и для правых, и для левых.
Слайд 8. Вундеркинд из Вульки
Ведущий 1. Но перенесемся в XVIII век, последние годы существования Речи Посполитой. В семье униатского священника Кириллы Бобровского из деревни Вулька Бельского уезда Гродненской губернии родились пятеро сыновей. Выжили двое — старший, Язеп, и младший, Михаил. Родившийся в 1784–м Михаил, младший в шляхетском роду Бобровских, наверное, предназначался отцом для духовного поприща, поскольку имел феноменальную память и способность к языкам.
Ведущий 2. Своими знаниями греческого церковного устава отец Кирилл отличался среди священников Брестской епархии. Эти знания он хотел приумножить и в своем сыне Михаиле, когда послал его за 6 вёрст на обучение
в известную Клещельскую школу церковнослужителей.
Слайд 9. Затем были шесть лет учёбы в Дрогичинском училище пиаров и три года учёбы в Белостокской гимназии, которую окончил с серебряной медалью и с опытом преподавания в ее низших классах.
Слайд 10.
Ведущий 1. С открытием в 1808 г. главной литовской семинарии при Виленском университете Михаил Бобровский решает посвятить себя духовному званию и становится в ряды ее первых учеников.
Слайд 11. Учеба в главной семинарии во многом определила его дальнейшую судьбу. Михаил Бобровский показал за годы учебы в Вильно отличную успеваемость. За четыре года учебы он был удостоен степени магистра философии, магистра словесности и магистра богословия.
Слайд 12.
Ведущий 2. После завершения основного курса он еще в течение двух лет слушал лекции по правоведению. По окончании учёбы совет университета сразу же пригласил необыкновенно способного Михаила Бобровского занять кафедру Священного Писания. Он был рукоположен в сан священника и в 22 года становится заседателем виленской духовной консистории, а в следующем году – брестским каноником (протоиереем).
Слайд 13.
Чтец
Я помолюсь – и всё пойдёт как надо,
Как надо – значит так, как хочешь Ты.
Ты удалишь ненужные преграды
И возведёшь надёжные мосты.
Ты под контроль возьмёшь все мои встречи,
И не допустишь лишнего нести,
Так день пройдёт и ближе станет вечность,
Я получу всё то, что дать мне хочешь Ты.
В вечерний час, когда я размышляю
И вспоминаю всё, что было днём,
Душа моя в молитве повторяет:
«Тебя, господь, благодарю за всё».
Слайд 14. Зарубежный вояж и его последствия
Ведущий 1. Способности молодого ученого обратили на себя внимание университетского совета. В августе 1817 г. Михаил Бобровский отбыл в командировку за границу для изучения библейской археологии богословия. Бобровский путешествовал по университетам и знаменитым библиотекам Европы в течение пяти лет.
Слайд 15.
Слайд 15. Настоящим сокровищем было собрание древних рукописей, книг и копий редких памятников славянской литературы, которые приобрел Бобровский за время своего путешествия по Европе. Это было главной ученой его заслугой. Его способности были по достоинству оценены европейскими коллегами.
Слайд 16.
Ведущий 2. По возвращении на Родину молодой профессор с жаром принялся за поиски. И в 1822 году он обнаружил знаменитую Супрасльскую рукопись — крупнейший и самый древний памятник кириллического старославянского письма XI века. Изучать ее он будет до конца жизни. Находка вызвала сенсацию. Сохранилось письмо графа Румянцева известному языковеду Александру Востокову: «Я чрезвычайно вам благодарен, что так скоро дали мне знать о двух самых древних памятниках славянской письменности, открытых ксендзом Бобровским… Не могу ли я приобрести обе сии древние рукописи за какую цену». Хоть Бобровский и нуждался в деньгах, но известно, что рукописи не продал.
Слайд 17.
Ведущий 1. Там же, в Супрасльском монастыре, Бобровский обнаружил книги Франциска Скорины. В то время о великом первопечатнике мало кто знал и помнил. Михаил Бобровский жизнь положил на то, чтобы исправить это: искал скориновские книги, изучал его биографию…
Слайд 18. И, похоже, иногда себя самого сравнивал со Скориной.
Слайд 19. Так же приобрел блестящее образование, так же пытался сделать язык своего народа языком науки и книг… И так же потерпел крах.
Слайд 20.
Ведущий 2. Возвращение Михаила Бобровского в 1822 г. на кафедру родного университета было встречено присуждением ему степени доктора богословия. Профессор Бобровский снова принял на себя обязанность преподавания науки о Священном Писании и библейской археологии. Студенты восхищались методикой его преподавания и сами активно и творчески включались в учебный процесс.
Ведущий 1. Но вскоре педагогической деятельности проф. Бобровского было положено неожиданное препятствие. Уже после первых его лекций после возвращения из-за границы появились недоброжелатели, которым не по вкусу пришлись смелые выступления ученого. Бобровский стал жертвой обманщиков, которые при помощи обвинения в политической неблагонадежности хотели добиться удаления из университета талантливого и популярного профессора. Ведь равных ему не было, он в совершенстве владел 17 языками, а его искусные проповеди завладевали умами и душами студентов. Не став разбираться в интригах против учёного, обвинив его в студенческих политических выступлениях, его выслали в Жировицы под бдительный надзор духовного начальства.
Слайд 21. Первые испытания духа
Слайд 22.
Ведущий 2. Михаил Бобровский оказался в очень стесненных обстоятельствах. Ему не дали никакого приходского места или должности, и он должен был добывать себе средства для жизни только при помощи церковных треб.
Слайд 23. Видеоклип «Дай терпенья, молю». Поёт отец Александр Старостенко
Слайд 24.
Ведущий 1. Положение несколько исправилось, когда о. Михаилу Бобровскому была, наконец, предложена должность вице-председателя брестской консистории, находившейся тогда в Жировицах. Превратности судьбы не сломили опального профессора окончательно. Он продолжает заниматься наукой, дописывает начисто дневник своего ученого путешествия по Европе, с нетерпением ожидая, пока доставят из Вильно его уникальную библиотеку.
Ведущий 2. Но, закаляя его на духовном пути, ему было послано новое испытание. Пожар от случайно оставленной свечи уничтожает готовый дневник и едва не портит ценнейшие книги и рукописи из личной библиотеки. Беда не ходит одна…
Слайд 25. Из-за переживаний у профессора стала развиваться тяжелая нервная болезнь. Когда, наконец, прибыла из Вильно драгоценная библиотека, ученый даже не стал ее распаковывать. Таким сильным было для него потрясение из-за всего случившегося.
Чтец
Не покидай меня, Надежда,
Когда над пропастью стою,
Дай руку мне свою, как прежде,
Чтоб удержаться на краю.
Не уходи из сердца, Вера,
Когда ослабну я душой,
Когда день праздничный вдруг серым
И горьким станет предо мной.
А если вьюга ледяная
Мне душу бедную скуёт,
Спаси меня, Любовь Святая,
И растопи колючий лёд.
Меня в беде не покидайте,
Когда от горя стынет кровь,
Звездой спасительной сияйте,
Надежда, Вера и Любовь!
Ведущий 1. Скоро Всевышний услышал молитвы измученной души. В защиту Бобровского выступили любитель славянских древностей, канцлер граф Румянцев и новый министр народного просвещения Шишков. В начале 1826 г. Бобровскому была возвращена кафедра Св. Писания в Виленском университете с возложением на него преподавания церковно-славянского языка в Главной семинарии.
Слайд 26.
Ведущий 2. Конечно же, вышестоящее руководство, в том числе ректор университета понимали, что он был лучшей кандидатурой на такую преподавательскую должность. Начатый им в 1826 г. курс славяноведения в Виленском университете был едва ли не самым первым в России. За всем тем, столько было достоинства и внимательности в словах прямодушного профессора, что редкий из наставников пользовался таким всеобщим уважением и любовью учеников.
Ведущий 1. Вскоре было отменено и воспрещение говорить проповеди. Его избрали членом совета главной духовной семинарии, митрополичьей духовной консистории и цензурного комитета, и в 1828 г. он назначен настоятелем русской Николаевской церкви и виленским благочинным.
Ведущий 2. Несмотря на эти внешние успехи, положение Михаила Бобровского оставалось трудным.
Слайд 27. Базилиане не прекратили борьбы против опального профессора-богослова. Они не могли простить ему его позиции в отношении Православной Церкви.
Слайд 28. На своих занятиях он знакомил учащихся-униатов с обрядами Православной Церкви, закрепляя полученные знания на богослужениях в Никольской церкви. Однажды в аудитории на публичное замечание одного из клириков, что Православная Церковь есть схизматическая, он ответил: »Они ли, или мы схизматики, об этом Богу, а не нам судить».
Слайд 29.
Чтец
Из всех молитв, какие знаю,
Пою в душе иль вслух читаю,
Какою дышит дивной силой
Молитва «Господи, помилуй»!
Одно прошенье в ней, не много!
Прошу лишь милости у Бога,
Чтоб спас меня Своею силой,
Взываю: «Господи, помилуй»!
Когда лились от горя слёзы
Иль страстные смущали грёзы,
Тогда с особой сердца силой
Твердил я: «Господи, помилуй»!
Слайд 30.
Ведущий 1. Именно священник Михаил Бобровский стоял у истоков создания Литовской духовной семинарии, которая была открыта в Жировичах в 1828 году и стала богословским центром воссоединения униатской церкви с Православием. Травля со стороны иезуитов чинилась всеми методами. Его положение порой было настолько тяжело, что он иногда не выдерживал и погружался в тоску.
Слайд 31. Видеоклип «Господи помилуй, господи прости»: церковное пение
Слайд 32.
Ведущий 2. Не по нраву была твёрдая позиция Бобровского и в отношении белорусского языка, он выступал против полонизации и русификации Беларуси. После восстания 1830 – 1831 гг. в Польше и Беларуси царские власти закрыли Виленский университет. Разумеется, идейным руководителем его посчитали Михаила Бобровского. Некоторое время профессор продолжал работать преподавателем в духовной семинарии, затем его вынудили написать прошение об отставке.
Слайд 33. Фрагмент из документального фильма.
Слайд 34. И снова в изгнании: местечко Шерешево, 1833 год
Ведущий 1. В 1833 году Михаил Бобровский переезжает в местечко Шерешево, где жила семья его брата, рано умершего. Несмотря на все трудности и превратности судьбы он возрадовался тишине и покою, необыкновенной благодати от окружающей его красоты природы.
Чтец.
За все Тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с Тобой.
Слайд 35. «В нужде и трудностях, но всегда с ЛЮБОВЬЮ и ВЕРОЙ…»
Ведущий 2. В местечке Шерешево, где он наслаждался тишиной и красотой природы, получил он свой приход. Местом его служения стала Пречистенская церковь, имеющая богатую историю и хранящая уникальные памятники церковного искусства. Службы для своих прихожан Бобровский проводил на белорусском языке. Разумеется, это был язык с местными особенностями. Первый скориновед утверждал, что человек должен обращаться к Богу на родном языке. «Калi молiшся на iншай мове, дух молiцца, а розум застаецца без плоду». В этом он был последователем Франциска Скорины. Бобровский даже составил катехизис на «мове» для юношей, но тот был запрещен цензурой.
Слайд 36.
Ведущий 1. После скоропостижной смерти брата Михаилу Бобровскому, не имеющему своей семьи, пришлось взять на себя груз забот по воспитанию и содержанию племянников. Он перевёз осиротевшую семью в имение Обруч, недалеко от Шерешево, сумев сохранить за мальчиками права владения на их наследственную усадьбу. «…Мы остались без всяких средств к жизни, а когда используем ту безделицу, которую выручили за продажу книг, не знаю, чем буду существовать, разве подаянием…» — так писал он о бедственном положении семьи в конце 1830–1840-х гг. одному из своих друзей, профессору В. Лобойко.
Ведущий 2. Испытывая постоянную нужду, бывший профессор постепенно распродавал свою уникальную библиотеку. После пожара в Шерешево, принёсшего большой урон имению, Михаил Кириллович вынужден был заложить оставшуюся её часть и за долги отдать после своей смерти помещику Владиславу Трембицкому.
Чтец.
……………………………………..
Плыву в житейском бурном море,
Встречаю радости и горе;
От бурь какой спасался силой?
Молитвой «Господи, помилуй»!
И горе таяло, и радость
Мне приносила вдвое сладость,
И всё то было дивной силой
Молитвы «Господи, помилуй»!
Ведущий 1. Финансовая несостоятельность семьи для самих детей Михаила и Павла компенсировалась вниманием и большой любовью к ним со стороны дяди. Личность Михаила Кирилловича, его человеческие качества и профессиональные достижения были для племянников примером и предметом гордости. Несмотря на тяжёлое материальное положение, мальчики росли в богатой духовной атмосфере.
Слайд 35.
Ведущий 2. Находясь в Шерешево, Бобровский переписывался с известными славистами, устраивал диспуты с учёными, философами, которые приезжали к нему из Варшавы, Вильно, Бердичева. Своих гостей известный ученый угощал киршвасером – напитком из вишни и меда, рецепт которого он привез из Германии. А его добродушие и притягательность в общении были для гостей дороже всех сокровищ. От современников не укрылась также его любовь к цветам, они были его спутниками даже в самые трудные времена. Бобровский во всю свою жизнь не мог налюбоваться этой красотой. Первое, что перевёз он из Вильно в Жировицы, была именно коллекция цветов.
Ведущий 1.
Просто в жизни мне всегда тепло
Оттого, что есть цветы и дети.
Просто делать доброе на свете
Во сто крат приятнее, чем зло!
Ведущий 2. Эти слова можно считать девизом жизни Михаила Бобровского. При всех самых трудных обстоятельствах в сердце этого человека, не имевшего своей семьи, никогда не поселялись гнев или раздражение. Только любовь и доброта.
Слайд 36.
Ведущий 1. Сам воспитанный отцом, по причине ранней смерти матери, Михаил Кириллович понимал всю меру взятой на себя ответственности. В Павле он видел большие способности и сам готовил племянника к учёбе: преподавал ему арифметику, языки и историю.
Слайд 37. Павел Осипович Бобровский (1832-1905 гг.) в дальнейшем стал генералом, учёным-историком, этнографом и благодарным биографом своего знаменитого дяди.
Слайд 38.
Ведущий 2. При всей бытовой занятости в воспитании племянников профессор, протоиерей Михаил Бобровский и в Шерешеве не оставлял своих занятий славистикой. Он внимательно изучал имеющиеся в его распоряжении рукописи, готовил очерки по истории книгопечатания в Литовской Руси и истории Церкви славян, вел научную переписку с учеными знаменитостями.
Слайд 39.
Ведущий 1. Каждый праздничный и воскресный день протоиерей Михаил Бобровский произносил в своем храме безыскусные проповеди на народном языке.
Слайд 40. В 1839 г. отец Михаил принял православие, а в 1841 стал Пружанским благочинным. Современники вспоминали: «Отрадно было видеть, каким вниманием и сочувствием окружали заслуженного мужа наши воссоединённые архипастыри, все до одного почитавшие в нём и своего наставника».
Слайд 41.
Ведущий 2. А нам, его потомкам, важным будет подчеркнуть чисто человеческие качества личности знаменитого на весь мир учёного и богослова, заслуги которого перед человечеством неоспоримы. В основе чистого и возвышенного характера профессора Бобровского лежала невозможность как разжигать, так и хранить вражду. Отъявленный враг он был лишь человеческому тщеславию, гордости, низкопоклонству, лести, двоедушию. В нём было столько тёплого чувства, доброты и простоты сердечной, что он не мог нанести обиду любому человеку, при любых обстоятельствах.
Ведущий 1. Никогда, во всю свою жизнь не коснулся не только укором, но даже подозрением к любому человеку. В житейском быту и обращении всегда приветливый, ровный и непринуждённый. В этом была редкая благородная особенность характера Бобровского. Вот поэтому общество Бобровского имело для всех притягательную силу, а для него самого было так легко применяться ко всем отношениям жизни и на всех её ступенях сохранять достоинство правдивого человека.
Ведущий 2. Всё это можно вместить в одну фразу: знаменитый профессор и добрый пастырь жил согласно Божиих заповедей, чего Господь ждёт и от каждого из нас. Большой и необъятный мир любви вмещало сердце этого великого и такого скромного человека.
Слайд 42.
Чтец
Я, на этой планете живя,
Не ищу ни знамений, ни чуда,
Только мне не предать бы Тебя
Как в саду Гефсиманском Иуда.
За богатствами я не гонюсь,
На земле я довольствуюсь малым.
Я встречаю Тебя, мой Иисус,
В лучезарном восходе алом.
Дай, чтоб вечен был наш союз.
Твердо верю я в жизнь иную!
Как ненужный и лишний груз,
Я оставил тщету земную.
Ты мой Пастырь, и Ты мой Бог,
Я люблю Тебя всей душою,
Но чтоб не был застигнут врасплох –
Приготовь меня к встрече с Тобою!
Андрей Лукашин. Я с Тобой ничего не боюсь
Слайд 43.
Ведущий 1. Судьбы Божии неисповедимы. Кто знает, может быть, этому человеку, не успевшему по воле обстоятельств, более упрочить свою память на том высшем литературном поприще, к которому он отлично был подготовлен, именно суждено было обессмертить эту память в единственно истинном значении слова среди скромной сельской паствы, унося с собой и негласную, но неувядаемую заслугу, и тихие слёзы убогих людей, которые внимали поучениям своего батюшки на понятном им простонародном наречии на протяжении целых 15 лет. Именно столько он был православным священником в Шерешево и Пружанским благочинным.
Слайд 44.
Чтец.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.
Ведущий 1. Умер Михаил Бобровский 3 октября 1848 г. от холеры, эпидемия которой свирепствовала в местечке. Болезнь скосила его буквально за сутки.
Слайд 45.
Ведущий 2.
Уж близок я к последней грани,
Но всё ж горячими слезами,
Хотя с увядшей тела силой
Молюсь я: «Господи, помилуй»!
Душа, окончив жизнь земную,
Молитву эту, не иную,
Тверди и там ты, за могилой,
С надеждой: «Господи, помилуй»!
Слайд 46.
Ведущий 2. Шерешевской Пречистенской церкви он завещал драгоценный напрестольный крест, который был создан по его заказу в 1819 г. в Чехии.
Слайд 47. Похоронен Михаил Бобровский в Шерешево на православном кладбище рядом с Петропавловской церковью.
Слайд 48. О месте его захоронения стало известно из книги его племянника Павла Бобровского. Скромная могила, как скромная душа его, великого человека, так любившего Бога, людей и цветы…
Слайд 49.
Чтец
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.
Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
Николай Заболоцкий. Завещание
Слайд 50. Послесловие
Ведущий 1. Судьба работ Бобровского трагична. Его фундаментальный труд «История славянского книгопечатания в Литве», подготовленный им к печати в 1846 году, утерян. Как и многие другие, написанные им при жизни. То, что осталось, — отдельные листы, очерки и письма — хранятся в Москве, Петербурге, Вильнюсе, Варшаве, Кракове. Незадолго до смерти Бобровскому пришлось продать часть своей богатой библиотеки, насчитывающей более 20000 томов. После его смерти она вначале перешла к библиофилу Трембицкому, а затем разошлась по частным собраниям. Та же судьба у Супрасльской рукописи.
Слайд 51. Фрагмент из документального фильма.
Слайд 52. Память жива…
Ведущий 2. В 2007 году Супрасльская летопись была внесена в список Памяти мира, международного проекта ЮНЕСКО, цель которого — собирать и надежно сохранять самые ценные исторические документы. Он сделал всё, что смог, всё, что успел – не для себя, для человечества…
Слайд 53.
Ведущий 1. Труды и деятельность профессора-слависта и богослова стояли у истоков славяноведения и зарождения особого направления – белорусоведения, пробуждения интереса среди европейских учёных к истории и культуре белорусского народа.
Ведущий 2. В этом году исполняется 170 лет со дня кончины этого великого учёного и православного священника, нёсшего свет истины православной веры и оставивший нам пример жизни по Евангелию.
Ведущий 1. И сегодня весь научный и православный и не имеет права предавать забвению имя этого великого человека, в благодарность за то, что посеянные им семена не заглохли, а принесли свои плоды. И свет православной веры согревает нас своими лучами, несущими Надежду, Веру и Любовь. Архипастырь, перешедший из рядов одного духовного воинства в другое, не только осознал для себя, что, находясь вне Православной Церкви, невозможно войти в Царствие Небесное, но и сообщил эту возможность великому множеству человеческих душ.
Ведущий 2. Вся его жизнь – это подвиг служения Богу и людям. Настоящее православное смирение, а также стремление к Истине, искренность и бескорыстие – всё это вмещала его чистая, светлая душа.
Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога
Николай Гумилёв
Ведущий 1. По крупицам в Беларуси заслуженно возвращается память о великом учёном-слависте и духовном учителе, протоиерее, Пружанском благочинном Михаиле Бобровском.
Слайд 54. Достойный вклад в дело восстановления исторической и духовной справедливости в отношении сподвижников православия является статья «У истоков воссоединения с православием. Протоиерей Михаил Бобровский» и книга «Униатская церковь в первой трети 19 века» кандидата богословия, благочинного православных храмов Пружанщины, протоиерея Михаила Носко. Свидетельство этому и созданный на студии Беларусьфильм документальный фильм «Старажытнае слова: лёс Міхаіла Баброўскага”, фрагменты из которого были сегодня использованы на вечере.
Слайд 55.
Ведущий 2. «На них держится мир», — часто говорим мы о людях, в души которых Господь Бог заложил неугасимое стремление к подвижничеству во имя добра и справедливости. Благодаря им человечество сохраняет веру в то, что никогда не исчезнут понятия высокой нравственности, любви к ближнему и сопереживания его страданиям. Нашей благодарностью им пусть будет наша кротость, смирение, любовь и доброта.
Слайд 56.
Ведущий 1. Подобно тому, как человек в лютую стужу прячется под покров своего тёплого дома, так и душа, попав в беду, спешит под покров Божий. И если хоть раз посетит он Церковь, этот величественный корабль, уверенно идущий среди бури житейского моря, то уже не пожелает оставить испытанную им радость присутствия Божия. Эту уверенность вселяет в нас пример жизни подвижников веры Православной, об одном из которых мы рассказали вам сегодня.
Ведущий 2. У каждого человека в жизни есть собственный путь. Им он либо спасается, либо проживает жизнь себе в осуждение – все зависит от того, как именно распорядится человек своими жизненными обстоятельствами.
Слайд 57. Видеоклип «Не ропщи, человек». Поёт отец Александр Старостенко.
Сост.: Шабуня Н.К.