Ради имени ЕГО СВЯТАГО

Скачать zip►Ради имени ЕГО СВЯТАГО оптинские новомученики

РАДИ ИМЕНИ ЕГО СВЯТАГО:

вечер-реквием памяти оптинских новомучеников 

Видеофрагмент «Посвящается новомученикам оптинским»

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Думаю, это вполне оправдано и справедливо посвятить нашу встречу в дни великого православного поста трём оптинским светильникам, трём мученикам нашего времени, принявшим смерть за веру в Великий день православной Пасхи, ставшей навсегда красной.

Чтец 1 (в роли второго ведущего)

 Так было всегда, и во все времена,

 Жизнь текла и течет, день за днём поглощая,

 Много разного в ней, а Голгофа одна,

 И лишь лучших на ней ко Кресту прибивают.

 

 Были в Оптиной иноки Трофим, Ферапонт,

 Молчаливый и строгий монах был Василий,

 Три креста на горе, и кровав горизонт,

 Всех троих их на Пасху Святую убили.

 

Видеофрагмент

Ведущий. 22 года назад обагрилась кровью многострадальная земля Оптиной пустыни. 18 апреля 1993 года после ночной Пасхальной службы рука сатаниста 60-сантиметровым ножом с гравировкой «666» прервала жизнь трех Оптинских насельников. Радостный пасхальный звон неожиданно перешел в набат. Это старший звонарь Трофим, пронзённый ритуальным ножом, «восстав из мертвых», подтянулся на веревках и ударил в набат, раскачивая колокола уже мертвым телом. Мгновением раньше молча упал инок Ферапонт, получив страшный удар в спину.

Чтец 1.

Плыл над землей пасхальный звон
Как избавление от страхов,
И вдруг раздался тихий стон —
Клинком пронзенных двух монахов.

Спешивший к ним на помощь брат
Убит ударом той же стали.
Теперь они у Царских Врат
Пред Господом своим предстали.

Какой безжалостной руке
Дано расправиться над ними
Кто три шестерки на клинке
И дьявольское вывел имя.

И соблазненный сатаной
Не ведал в ослепленьи диком,
Что тоже со своей виной
Он встанет пред Господним Ликом.

Что за его душой всегда 
Кровавому тянуться следу,
Ведь сатанистам никогда
Не одержать в борьбе победу.

Как не стремятся силы зла
Свернуть людей с дороги к Богу
Вновь зазвучат колокола,
Другой звонарь забьет во славу Богу.

Пусть будет битва нелегка,
А речи сатаны лукавы,
Но нам победу на века
Несет Христос в сияньи славы.

Плыл над землей пасхальный звон…
Плыл над землей пасхальный звон…
Плыл над землей пасхальный звон…
Звони, звонарь! Звони, звонарь! Звони , звонарь!

Автор неизвестен

Видефрагмент: звон колоколов

Ведущий. Отец Василий спешил на Литургию в Скит, когда убийца нанес ему смертельную рану. Неожиданная свидетельница-девочка своим чистым взором увидела, что от упавшего иеромонаха в сторону забора метнулась тень черного страшного зверя. Целый час уходила из него жизнь. В таких случаях, говорят врачи, люди страшно кричат от боли. Отец Василий тихо молился. И с ним молилась, заливаясь слезами, Оптина. А в его лице, как сказал на панихиде духовник монастыря схиигумен Илий, уже отражалась временами пасхальная, воскресенская радость…

Духовное песнопение. Молитву пролию. Ред. А.Касторского

Видеофрагмент

 Ведущий. Иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт. Казалось, они ничем не отличались от других братий монастыря. Однако внутренняя жизнь тех, кто уходит из мира и посвящает себя только Единому Владыке и Господу нашему Иисусу Христу, – тайна, неведомая даже близким. И потому не случайно именно их Господь избрал сподобиться мученического венца, как сказал святитель Иоанн Златоуст – «самого большого счастья в этой земной жизни».

Чтец1.

Мы всё равно не сможем друг без друга,

мы всё равно, мы всё равно

не вырвемся из замкнутого круга,

предрешено, предрешено.

Переступая немощные тени,

всё ближе к нам, всё ближе к нам,

идёт палач к своей заветной цели

и входит в храм, и входит в храм.

Замкнём же круг, сомкнём свои объятья,

уже заря, уже заря.

Мы жили вместе и умрём, как братья,

у алтаря, у алтаря.

                                        Инок Всеволод Филипьев. На приход палача

 

Ведущий. По молитвам Святых Старцев Оптинских благословенная обитель уже через пять лет после ее возвращения Православной Церкви духовно взрастила новомучеников, своею кровию омывших не только свои грехи. Правильно понимая случившееся, один из отцов, который служил в Скиту в то время, когда пришло известие об убийстве, сказал со слезами на глазах: «Слава Тебе, Господи, что посетил Оптину Своею милостью».

Видеофрагмент

Ведущий. Непроста эта оптинская  земля. Всей России известен маленький городок Козельск, жители которого семь недель — до последнего оставшегося в живых — держали оборону против отрядов хана Батыя. «Злым городом» прозвали татары Козельск.  В XIV-XV веках в пяти километрах от города возникла Оптина пустынь, ставшая в 19 веке духовным центром для   всех православных христиан. Здесь искали утешения простые крестьяне и виднейшие люди страны — Жуковский и Тургенев, Чайковский и Рубинштейн, братья Киреевские и Сергей Нилус, граф Лев Толстой и великий князь Константин Романов. Богоборческий ХХ век пытался уничтожить этот живоносный источник духовной благодати: Оптина была нещадно разорена, но в 1988 году вновь воскресла из руин и пепла. Первые годы восстановления Оптиной были временем чудес. И там почти не удивились приезду космонавтов, которые засняли из космоса сияние, вздымающееся над этой дивной точкой на земле.  Именно сюда, на эту дивную, святую   землю, устремили свои сердца и души и новомученики нашего времени.

На экране — поочерёдно портреты новомучеников

Чтец 1.

Сосредоточенный, самоуглубленный иеромонах Василий — Игорь Росляков приехал в Оптину 17 октября 1988 года. 23 августа 1990 года пострижен в монашество, а через три месяца рукоположен в иеромонаха.

Всех любящий, безотказный, мастер на все руки Инок Трофим — Леонид Татарников — приехал в Оптину в августе 1990 года и обрёл здесь то, что долго искала его душа. Через полгода был принят в число братии, а 25 сентября 1991г. пострижен в иночество.

Молчаливый молитвенник Инок Ферапонт — Владимир Пушкарёв — в Оптину пришёл пешком летом 1990 года. На Покров богородицы пострижен в иночество.

Разными путями пришли они к Богу, но у каждого был миг, когда душа вдруг познала Истину, о чем будущий инок Трофим, переполненный радостью откровения, однажды воскликнул: «Нашел!».

 

Ведущий. У Господа много святых, но эти свои, и всё в их жизни для нас узнаваемо: то же детство в домах без икон и мучительный поиск Бога. Их жизнь похожа на жизнь многих, — внешне обычную и вроде устроенную, но кровоточивую изнутри. Были успехи, достижения, казалось, были свои радости. Могучими и и сильными трое монахов были  при жизни. Инок Ферапонт пять лет в армии изучал японские боевые искусства и, говорят, имел черный пояс. Инок Трофим своими могучими ручищами кочергу завязывал буквально бантиком. Иеромонах Василий был мастером спорта международного класса, капитаном сборной МГУ по ватерполо, членом сборной СССР.

   Трое оптинских братьев вместе со всеми вошли однажды в храм. Но вошли с той огненной верой в Господа, с которой не страшно отдать жизнь. Они увидели, что жизнь несовершенна, и что спастись в миру невозможно. Далее был стремительный, но нелёгкий путь к Истине, который привёл их однажды к порогу монастыря с твёрдым намерением остаться здесь навсегда.

 

Духовное песнопение

«От юности моея…». Муз. Н.Озерова, перел. Архим. Матфея

Чтец 1.

Спаси меня, Господи, ныне,

Ибо верный и тот оскудел,

Ибо истинный путь ко святыне

Умалился от важности дел.

Каждый лжет в суете по привычке

Даже ближним своим и родным

И хвалу воздает для приличья,

Когда сердце наполнено злым.

Истребит все лукавые речи

И источники лести Господь,

С корнем вырвет язык человечий,

Что красиво в погибель ведет.

Истребит утверждающих ныне:

«Мы велики, уста ведь при нас,

Мы весь мир языком пересилим!

Кто же Бог нам в сегодняшний час?»

«Ради бед, нищеты, воздыханий

Я восстану, — Господь говорит, —

И поставлю вдали от страданий

Сохранивших смиренье и стыд».

Иеромонах Василий (Росляков)

 

  Ведущий.  Одарены же все три брата были богато. У инока Ферапонта был великий талант учиться новому. Он, лесник по образованию, чего только не делал в монастыре, а уж резал кресты для пострига с фигурой Спасителя так, что художники учились у него. Отец Трофим умел все. Он был здесь старшим звонарем, пономарем, гостиничным, переплетчиком, маляром, пекарем, кузнецом, трактористом… Отец Василий, успешно окончив факультет журналистики МГУ и Институт физкультуры, писал хорошие стихи, обладал прекрасным голосом, в монастыре, помимо прочего, исполнял послушание летописца, вел катехизаторские беседы в тюрьмах, воскресную школу в Сосенском и школу для паломников в обители, был лучшим проповедником Оптиной.

Чтец 1.

За год беспечного мытарства

Я повзрослел как будто вдруг:

Не пил новейшие лекарства,

А просто посмотрел вокруг.

Я повзрослел. И не годами,

А невещественной душой

За всех, кто правду чтит устами,

А сердце затворил молвой.

За всех, бегущих без оглядки

И правых лишь от слепоты,

За всех, не побывавших в схватке

И не любивших соль земли…

Как все не по-житейски быстро

Насело на громаду плеч…

Что ж, говорили, я плечистый, —

Да и к чему себя беречь?

Ведущий. После его мученической кончины, заглянув в дневники, обнаружилось, что мы потеряли одаренного духовного писателя. Прозвучавшие стихи — яркое свидетельство этому. Лучшие из них были написаны в молитвенном духе. «Ты испытал меня, Боже, и знаешь…» — так начинается стихотворение иеромонаха Василия, написанное им в то время, когда он еще был студентом МГУ. Эти слова очень точно отражают его монашеский путь. Ведая все, Бог испытал его и, испытав, избрал: Я… знаю Моих, — говорит Господь, — и Мои знают Меня (Ин. 10,14). Отец Василий знал и любил Бога, любил всем сердцем, всею душою своею, и любовь его была истинной, жертвенной.

Чтец 1.

Ты испытал меня, Боже, и знаешь,

Ведаешь все, недоступное мне.

Часто, наверно, сомненье прощаешь,

Видно которое только Тебе.

Пусть я шатаюсь по свету тревожно,

Пусть укрываюсь в домашнем углу,

Ты обнимаешь меня, словно воздух,

Руку в скорбях предлагая Свою.

Знаю – когда мной слагаются песни,

Нет еще слова на чистом листе.

Ты его видишь прозреньем чудесным,

В сердце влагая настойчиво мне.

Боже, меня испытай. И поведай,

Что притаилось за словом моим.

С книгой тогда я оставлю беседы,

Духом начну обучаться Святым.

Духовное песнопение «Молитва». М.Лермонтов

 

Ведущий.  Как пришёл он к Истине, где истоки глубокой веры Игоря Рослякова, будущего иеромонаха Василия? Рождение сына в семье Росляковых было долгожданной радостью, так как Ивану Федоровичу в то время исполнилось уже 43 года, а Анне Михайловне — 40. Вскоре после рождения мальчика счастливые родители крестили своего горячо любимого сына и нарекли его Игорем — в честь благоверного Великого князя Игоря Черниговского. Его отец был человеком военным и, что было редкостью,  верующим. При себе он всегда носил маленькую иконку Пресвятой Богородицы, помнил наизусть молитву «Отче наш» и 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго», который не раз спасал его на фронте от неминуемой смерти. Игорь же, проводя жизнь в безбожном обществе, в детские и ранние юношеские годы не имел веры в Бога. Юная душа будущего мученика Христова не от утробы матери приняла непоколебимую веру, но ещё от младенчества была исполнена любви и милосердия к ближнему. Именно это качество юной души привело его к мыслям о смысле человеческого земного бытия.

Чтец 1.

Научи меня, Боже,

Ушедшие годы считать.

Может, стану тогда я

Хотя бы немного умней.

А то буду до смерти

Унылые песни слагать

О земле, о любви,

О судьбе бесприютной своей.

Мне мечталось по жизни пройти

С беспокойно горящей душой,

Освещая пути,

Зажигая умы и сердца,

Но душа, обгорая,

Рассыпалась теплой золой,

И былое куда-то исчезло,

Как дым от костра.

И теперь вот я мыслями разными,

Словно чумой, заражен,

Забываю о хлебе

И сыт я печалью одной.

……………………………..

Пощади меня, Господи мой,

Ибо время пришло,

Ибо даже лукавые

Стали грехи вспоминать –

Воздыхают о прошлом,

Развалины ценят его…

Научи меня, Боже,

Ушедшие годы считать.

Ведущий. Игорь взрослел. И мир открывался для него по-иному. Прошла беззаботная детская мечтательность, а ее место заступила суровая действительность. Ненасытный мир с его безбожным лукавством, алчностью и корыстью всё чаще открывал пред юношей свое настоящее лицо. И всё чаще вставали вопросы: кто же Он, сотворивший такое великолепие? Кто Он, установивший порядок во вселенной? Кто Он, давший человеку закон духовный и совесть, так мучительно жгущую за грехи?

Чтец 1. Однажды утром Игорь услышал, что за окном духовой оркестр играет траурный марш: кого-то хоронят. Он выглянул в окно и увидел людей, несущих на руках гроб. За гробом шли близкие умершего. В чью-то семью пришло горе. Игорь задумался о тайне жизни и смерти, о том, что ожидает человека там, за гробом. Его пытливый ум не мог согласиться с идеей о полном исчезновении человека, о которой он читал в школьных учебниках. Благодать Божия все более и более укрепляла Игоря, указывая ему спасительный путь скорбей. «…Я надел крещальный крестик впервые после крещения, бывшего 27 лет назад».

Чтец 2.

Я сказал, буду верен словам до конца

Посмотрю за своим непутевым житьем

И невольно прибавил: на все, что слегка

Отвечать стану я молчаливым кивком.

Я немым оказался на людной земле,

Бессловесно смотрел на распятье добра,

И раздумья одни воцарились в душе,

И безумная скорбь одолела меня.

Запылало отчаяньем сердце мое,

Загорелися мысли незримым огнем,

И тогда в поднебесье я поднял лицо,

Говорить начиная другим языком:

Покажи мне, Владыка, кончину мою,

Приоткрой и число уготованных дней,

Может я, устрашусь от того, что живу,

И никто не осилит боязни моей.

Приоткрой – и потом от меня отойди,

Чтобы в скорби земной возмужала душа,

Чтобы я укрепился на крестном пути,

Прежде, чем отойду, и не будет меня.

Ведущий. Крестный путь будущего мученика Христова начинался с усердной молитвы… Вначале он понуждал себя, но постепенно молитвенный труд превратился в великую радость. Словно невидимый огонек воспылал в сердце. Полюбилось ему читать святоотеческие книги. Теперь он строго соблюдал посты и часто посещал богослужения.

Чтец 1.  Глубина и величие Премудрости Божией все более отворялись пред его молитвенным взором. Пред ним открывалась вечность — великая тайна Творца, давшего жизнь всему сущему. А ещё сладость истинной молитвы, которая отражается лишь в чистом сердце беззвучной мелодией Божественного Света.

Чтец 2.

Когда душа скорбит смертельно

И вас нет рядом никого,

Так тяжелеет крест нательный,

Что чуть живой ношу его.

Тогда я, немощный и сирый,

Хотя мне нет и тридцати,

Листаю маленькую книгу,

Ищу в ней средство от тоски.

Ведущий. «Милость Божия дается даром, — писал он в своем дневнике, — но мы должны принести Господу все, что имеем». Он до прихода в монастырь имел в жизни немало успехов и достижений. До Оптиной был известным спортсменом-ватерполистом. Он одерживал победы, ездил с командой за границу, имел множество наград. Будучи к тому времени мастером спорта международного класса, Игорь понимал, что все эти турниры и состязания не могут принести пользы душе, ибо каждая игра сопряжена с множеством страстей. Горделивое желание быть победителем, некоторая неприязнь к сопернику, порою выливающаяся в гнев и злобу, сеет в душе смятение и не может даровать ей покоя. И чем более душа его познавала Бога, тем более он утверждался в необходимости оставить спорт.

Чтец 1. Чтобы утвердиться в своих суждениях, он обратился к архимандриту Иоанну Крестьянкину. Старец посоветовал ему оставить спорт и идти в монастырь. Однако мать была против. «Монастырь — дело хорошее, — говорила она, — но пусть туда идут другие». Сама Анна Михайловна не отрицала существования Бога, но и не желала поститься, посещать храмовые богослужения, и была очень недовольна тем, что сын ее так «увлекается» религией. Это было для Игоря великой скорбью. Но через терпение скорбей в душе его рождался благодатный мир, который охранял сердце и ум от мятежных помыслов.

Чтец 3.

Когда другого я пойму

Чуть больше, чем наполовину,

Когда земному бытию

Добуду вескую причину,

Когда все тяжкие грехи

Я совершу в беспечной жизни

И подскажу, куда идти

Моей заплаканной отчизне;

Когда необходимым вам

Покажется мой стих невнятный,

А время по любым часам

Настроится на ход обратный,

Я вдруг всецело проживу

Мгновенье вольного покоя

И как-то радостно умру

На людном перекрестке — стоя.

 

Духовное песнопение «Светилен «Крест Хранитель…». Полесский обиход

 

Ведущий.  Но сколь трудный и тернистый путь предстояло ему еще пройти, неся свой нелегкий крест на Оптинскую голгофу! Став послушником Оптиной пустыни, Игорь без всякой обиды и ропота переносил замечания и упреки. Он всегда был сосредоточен на покаянном размышлении и богомыслии, вспоминая страдания Христовы. «Взять крест и пойти за Христом означает готовность принять смерть за Него и пострадать, — говорил Игорь, — а кто имеет желание умереть за Христа, тот едва ли огорчится, видя труды и скорби, поношения и оскорбления».

Чтец 1. Как-то раз приехала Анна Михайловна со своей родственницей навестить сына. При встрече с Игорем она сильно огорчилась: его было не узнать, — из крепкого и упитанного парня он превратился в худого, изможденного постом и трудами послушника. Анна Михайловна никак не могла успокоиться. Она долго уговаривала Игоря оставить монастырь и уехать домой. Но он твердо решил стать монахом и ответил матери убедительным  отказом. В простоте сердца принимал Игорь упреки матери и горячо молился за нее. И Господь не оставил без внимания его искренних молитв: через шесть лет после мученической кончины сына Анна Михайловна приняла монашеский постриг с именем Василисы.

Чтец 3.

Сколько б мир я ни пел и ни славил,

Если что, он забудет меня.

Потому, против нынешних правил,

Уповаю на Господа я.

И на что мне в делах опереться,

Коли все будет пепел и прах,

А бессмертье живет по соседству

В неуклюжих библейских словах.

Утвердиться на чем вдохновенью? –

Неустройство кругом и разбой.

Лишь на время церковное пенье

Мне дарует блаженный покой.

И народ я просить не устану,

Очищать от лукавства сердца.

И чтоб было меж нас без обмана,

Начинать обещаю с себя.

 

Ведущий. Для Игоря утешением стала молитва Иисусова. Он постоянно упражнялся в ней, возогревая в душе своей покаянное чувство. » Непрестанная Иисусова молитва — это непрестанная исповедь» — писал он. Не раз приходилось ему испытывать радость, побеждая на соревнованиях, но сейчас было иное чувство. Это была радость победы веры и торжества любви Божией. Это было истинное воскресение души, которое в жизни сей есть ни что иное, как соединение ее с Духом Святым.

 

Чтец  3.

Что принесу и что воздам

Тебе, смиренная обитель,

Твоим могилам и крестам,

Которым ныне я служитель?

Псалмы и песни принесу

Тебе, блаженная пустыня.

Спасенья Чашу прииму

И призову Господне имя.

Что мне искусство и стихи,

Что дар нежданный вдохновенья,

Когда душа полным-полна

Одной строкою псалмопенья?

Что принесу и что воздам

Тебе, старинная обитель,

Твоим могилам и крестам,

Которым ныне я служитель?

Душа тебе уж отдана.

Приими и тело, коль захочешь.

Приими все то, чем от Творца,

От Бога наделен средь прочих.

Поклон сыновний положу

Тебе, блаженная пустыня.

Спасенья Чашу прииму

И призову Господне имя.

 

Ведущий. Во время Пасхального богослужения, Игорь увидел духовными очами ту великую победу Христа над дьяволом, то великое мужество, данное христианам, которое побуждает их сражаться с врагом спасения рода человеческого и побеждать. Побеждать не только подвигами, но и покаянием. Ибо человеку свойственно падать. И воин, сражаясь на поле брани, бывает побежден и сильно ранен. Но если он не отчаивается, а снова и снова вступает в бой, то увенчивается победой.

Чтец 1.  В духовной же брани покаяние чудесным образом залечивает раны и укрепляет душу, а также подает ей благодатную силу с радостью претерпевать все находящие скорби и побеждать козни врага. Теперь эти мысли были не просто убеждением, а состоянием его души. И неслучайно Господь сподобил Своего избранника Великого Торжества и Вечной Пасхальной радости.

Чтец 3.

 Как лань припадает сухими губами

 В полуденный жар к голубому ключу,

 Так я в Воскресенье стою перед Храмом

 И словно от жажды поклоны кладу.

 Душу иссушит людское неверье,

 Слезы и кровь предлагая в питье,

 Как же не встать пред Церковною дверью,

 Трижды крестом осеняя лицо?

 Как не припасть к почерневшей иконе,

 Если уж хлебом не сделался плачь,

 Если при случае каждый уронит:

 “Где же твой Бог, если ты не богач?”

 Что же меня беспокоит былое,

 Грустью глаза пеленая мои,

 Что ж про себя повторяю запоем

 Эти бесстрастно сухие псалмы?

 Просто я душу свою изливаю,

 Слезы мешая со словом простым,

 Так водопады в горах призывают

 Бездну откликнуться эхом своим.

 

Ведущий. «От грехопадений моих бегу не в затвор, — говорил он, — и не в пустыню, а в самоукорение и исповедание грехов моих». Душа его иногда открывала себя ближним, и тогда можно было увидеть, что от великой духовной радости она уподобляется незлобивому младенцу и уже не знает, что такое осуждение. Она на всех взирала чистым оком и радовалась о всем мире, и всемерно желала любить и монахов, и мирян, и грешников, и врагов, без всякого лицеприятия. Подобно тому, как и Господь посылает дождь на праведных и неправедных.

Чтец 1. Бывая в Москве, отец Василий ни разу не ночевал в родительском доме. Если и заезжал, то всего лишь на несколько часов, чтобы справиться о здоровье матери, и снова спешил удалиться. Он старался тщательно хранить зрение от различных искушений, которыми преисполнен мир. Постепенно молитва все больше и больше укоренялась в душе будущего мученика. Она становилась как бы естественною и неотделимою, как бы единою с ним. Подолгу пребывая в келии, он настолько погружался в молитву, что душа его забывала о веке сем и о всех делах земной временной жизни. Сердце исполнялось необычайной радости. В такие минуты он желал только одного: «О, если бы душа моя отошла вместе с молитвой. О, Господи, как я желаю быть с Тобою!».

Духовное песнопение «Ныне отпущаеши…». Муз. Архангельского

Чтец 3.

Страх Господень и чист и отважен —

Пребывает вовек, на века.

Он об истине людям подскажет,

Потому и оправдан всегда.

Суд его вожделеннее злата,

Вожделенней бесценных камней,

Слаще самых янтарнейших капель,

Что сочатся из ульев щелей.

Этим всем охраняется раб Твой,

Этим всем возродиться бы смог.

В соблюденье завещанной правды

Есть награды великий залог.

……………………………………..

И пусть будут слова мои честны,

Мои мысли чисты пред Тобой.

Ты, Господь, основание песням,

Ты, Господь, Избавитель людской.

 

Ведущий. Сострадательность и заботливое внимание отца Василия к ближним помогали врачевать и утешать души, наполняя их благодатным миром покаяния. Многие говорили, что это будущий старец. Он не имел много духовных чад, но всякого приходящего к нему человека принимал, как посланного Самим Господом. На исповеди или в беседах отец Василий вразумлял и утешал ближних словами Священного Писания. От его слов рождались в сердце мир и тишина. Батюшка приучал видеть свои грехи и не внимать погрешностям ближних.

Чтец 2.

О, Боже, Ты выслушай вопли мои –

Их больше не слышал никто.

Молитве моей стихотворной внемли,

Коль мне вдохновенье дано.

От самого дна океанских глубин,

Из пропасти самой ночной,

Где эха уж нет, и живу я один,

Взываю я рифмой простой.

Когда разгорюется сердце мое,

Воздвигни меня на скалу,

На гору, на камень, на что-то еще,

Куда мне не влезть самому.

С Тобой становлюсь я, как тот исполин,

Что держит все небо плечом,

С Тобой я взлетаю орлом молодым,

Туман рассекая крылом.

………………………………………

И Ты приложи к удивительным дням

Еще удивительней дни

И слишком короткие жизни певцам

Хотя б после смерти продли.

И я буду Имени петь Твоему,

Пока на земле моя тень,

И буду тянуться губами к кресту

В воскресный и праздничный день.

 

Ведущий. В феврале 1993 года он в последний раз побывал в Троице-Сергиевой Лавре на очередной сессии в духовной семинарии. На обратном пути заехал к матери в Москву. Отслужил панихиду на могиле отца. Затем снял со сберегательной книжки те небольшие деньги, которые собирала для него со своей пенсии Анна Михайловна, и, отдавая их ей, сказал: «Прошу тебя, больше не клади. Мне они не нужны. Да и как я предстану с ними пред Богом!».

 

Чтец 1. В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братии открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: «…Время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный».

Чтец 3.

Нашёл бы я тяжёлые слова

О жизни, о холодности могилы,

И речь моя была бы так горька,

Что не сказал бы я и половины.

Но хочется поплакать в тишине

И выйти в мир со светлыми глазами.

Кто молнией промчался по земле,

Тот светом облечён под небесами.

 

Ведущий. Его последний дневник оборвался на записи: «Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости… Это как если бы тебе дали крылья и сказали: а теперь можешь летать по вселенной. Дух Святый – это крылья души».

Чтец 1. Так можно писать, только познав. Его жизнь была стремительным восхождением к Богу. Хорошо знавший его иконописец, узнав об убийстве о. Василия, в потрясении воскликнул: «Отец, ты дошел. Ты победил, отец!».

Чтец.

Еще вчера я видел вас,

Еще вчера вел с вами речи,

И вдруг настал мой смертный час

И прекратил былые встречи.

Придите ж, добрые мои,

Меня почтите пред прощаньем

Последним знаменьем любви,

Последним братским целованьем.

Уже я с вами не сойдусь,

Не перемолвлю больше слова –

На суд ко Господу стремлюсь,

Где нет пристрастия земного.

Там и слуга, и властелин,

Богач и нищий, царь и воин,

Там все равны, там суд один,

И каждый ждет, чего достоин.

Дела, дела одни тогда,

Нам участь вечную устроят –

Или прославят навсегда,

Или стыдом навек покроют…

 

Духовное песнопение «Во Царствие Твоем…». Муз. Андреева

 

Ведущий. Оптина Пустынь потеряла трех монахов, а получила трех Ангелов, которые ныне взывают ко Господу за весь  многострадальный христианский мир. Трое оптинцев победили… Убийца не учел той великой христианской любви, ради которой и ушли в монастырь трое прекрасных молодых людей. Два ангельских крыла — покаяние и смирение — пронесли будущих мучеников Христова через всю их земную жизнь.

Видеофрагмент

Ведущий. А мы, накануне светлого праздника, давайте ещё раз попытаемся услышать и посеять в душе те мысли и заповеди, которые оставил для всех нас оптинский мученик, иеромонах Василий.

На экране — слайды: книга воспоминаний «Монахи — возлюбленные дети господни») и короткие тексты высказываний из дневниковых записей иеромонаха Василия.  Ведущий и чтец поочерёдно читают их

  • «Благодать Божия, незримо спасающая и подающая душам мир и радость духовную, попускает человеку внешние скорби, и это необходимо, потому что скорби не позволяют душе зачерстветь и охладеть. Они научают состраданию и порождают смирение, без которого все теряет свой смысл».
  • Чувство покаяния умиляет и умиротворяет душу, чтобы она познала и вкусила, яко благ Господь. Подобно ухабам и огромным кочкам на пути спасения вырастают скорби. Иногда даже наступает состояние богооставленности. И все это попускается Господом для того, чтобы человек прочувствовал, как плохо без Бога, чтобы возлюбил Его и прилепился к Нему всей душой своею»
  • «Не унывать призваны мы, христиане православные, но смотреть и видеть Господа, который идет впереди нас с вами и попирает своими пречистыми стопами все те скорби, которые враг для нас уготовал. Эти скорби уже попраны Христом, они побеждены Им, и для нас уже есть возможность приобщиться к той победе, к той радости и к тому веселию, которое нам даровано Воскресением Христовым».
  • «Печаль века сего имеет человек оттого, что не благодарит Бога, — апостол Павел призывает нас благодарить за все и радоваться, непрестанно взывая ко Господу покаянным сердцем».
  • Человек всю свою жизнь тем только и занимается, что наводит порядок. То в собственном доме, то на работе, то в огороде, а о душе своей небрежет. А душа ведь дороже всего мира. Надо бы навести сначала порядок внутренний и полюбить Бога. А любить Бога никакие дела не помешают».
  • «Каждому Бог определил свое место в жизни, свой путь спасения и степень трудности этого пути. Он знает, сколько Он дал нам талантов и сколько с кого из нас потребовать. Наше дело использовать то, что дано нам добросовестно, не ища себе поблажек и отговорок потому, что придет время, когда каждый должен будет дать ответ за прожитую жизнь».
  • «Что надо делать, чтобы иметь мир в душе и в теле? — Для этого надо любить всех, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти».
  • «Мы — возлюбленные сыны Бога. И как любой отец, который любит своего сына, Бог без наказания нас никогда не оставляет… ради того, чтобы вразумить. Ради того нам попускаются скорби, чтобы нам познать истину Христову»
  • «Как немощно сердце без благодати Божией! Есть сила физическая… и если она истощается, то мы изнемогаем от усталости. Но есть сила духовная, сила благодати, которая укрепляет сердце наше и без нее мы бываем склонны ко всякому греху: осуждению, раздражению, гневу, чревоугодию, недовольству, ропот, отчаянию, тщеславию. Поэтому святой Апостол говорит: укрепляйте сердца ваши благодатию. Благодать же подается Господом за исполнение Его святых заповедей.»
  • Нужно только положить доброе начало, а Он поможет и даст столько сил, сколько необходимо. У каждого свой крест, именно такой, какой он в силах понести, посему нам остается лишь прилагать усердие и благодарить Бога за все».
  • «Пасха! Великий и радостный день Воскресения Христова. Веселие райское, посещающее христиан однажды в год. Но для тех, кто проникается таинством Воскресения, она бывает каждодневно и даже непрерывно. Она приходит и исполняет сердца верных неописуемым веселием. Пасха — утешение верных сердец, призывающая к умиротворению и благодарению».

 

Духовное песнопение «Бог Богов…» Концерт

 

Ведущий. «Сейчас иное время, — говорил отец Василий, — и мы не в силах нести тех подвигов, которые возлагали на себя древние, но понуждать себя просто необходимо. Хотя я и немощен, но сердце мое жаждет древних монашеских подвигов, в коих спасались святые отцы наши». И самый главный подвиг, который пронес он чрез все житие свое — это подвиг смиренномудрия, сопряженный с плачем и покаянием.

    Иеромонах Василий был одним из тех, кто твердо шел вперед, подобно кораблю, расправившему паруса и неотступно держащему курс к великой цели, суть которой — спасение души. И попутным ветром этому кораблю было всегдашнее неотступное покаяние.

 . Чтец 1..После захода солнца наступает тьма, и мы уже не имеем возможности лицезреть солнечного света. Но все же знаем, что оно светит где-то там, на другой стороне земли. Оптинские монахи отошли в небесные обители Господа нашего Иисуса Христа. И, хотя мы не можем их лицезреть, но знаем, что они с нами, что они молятся о нас. Об этом свидетельствуют чудеса, которые и доныне продолжаются по святым молитвам Новомучеников. Свидетельства их помощи множатся чуть ли не с каждым днем: исчезают страшные болезни, излечиваются пьяницы и наркоманы, устраиваются самые сложные дела.

 

Видеофрагмент

Чтец 1

Апрель. В пасхальных звонах Оптина.
Удар клинка.
Три жизни, три души, три оклика
Издалека!
Как, подающий руку помощи 
За бездны край,
Не я, а мне из дали солнечной:
«Не умирай!»
Во тьму мою, в моё бессилие
Лучи любви:
Три лика, три свечи, три имени,
Молитвы три.

Видеофрагмент

Ведущий. Их молитвами пусть сподобит Господь и нас войти в вечную Пасхальную радость Сына Единородного, Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Подобно тому, как человек в лютую стужу прячется под кров своего теплого дома, так и душа, попав в беду, спешит под покров Божий. И если хоть раз посетит он Церковь, этот величественный корабль, уверенно идущий средь бури житейского моря, то уже не пожелает оставить испытанную им радость присутствия Божия.

Духовное песнопение «Да исправится молитва твоя»

Чтец 1.

Услыши всех, душой заблудших,

 Пойми, прости и защити

 И помоги в сей век не лучший

 Любовь и веру обрести.

Ведущий. В рамках одной встречи трудно вместить всё то, что хотелось бы рассказать о жизни всех трёх оптинских новомучеников.  Их жизнь, их монашеский подвиг и смысл жизни православного христианина каждый сможет открыть на страницах книг «Пасха красная» Нины Павловой, «Небесные ратники», «Жизнеописание Оптинских новомучеников» и «Монахи — возлюбленные дети Господа».  Это душевнополезное чтение накануне великого и светлого праздника Воскресения Христова.

 

На экране — слайды  с обложками книг и высказывания иеромонаха Василия и инока Трофима

 

Чтец 1.  Накануне Пасхи для нас очень важно услышать слово и нашего духовного отца, благочинного православных храмов Пружанского округа Михаила Носко.

Слово отцу Михаилу, настоятеля собора Александра Невского.

 

Видеофрагмент с духовным песнопением  «Не отринь от себя верных»

 

                                                      Составитель: Н.К.Шабуня

Метки: , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Войти с помощью: