Пять историй о любви

литературно-музыкальная гостиная

Ведущая 1. Слов на свете много разных.

Но одно я вновь и вновь

Вспоминаю, словно праздник,

Слово светлое – любовь.

 

Сразу белый свет завянет

Без надежды в грустной мгле,

Если вдруг его не станет

Под луною на земле.

 

Это истина простая…

Сквозь века, сквозь боль и стон,

Слово это прорастает.

Как травинка сквозь бетон.

 

Перепёлка плачет в жите.

Васильки цветут в тепле.

Не гневите, а любите

Всё живое на земле.

 

Чтоб в последнее мгновенье,

Подводя итог, — как жил? –

Мог ответить без стесненья:

Как любил,

Кого любил.

                         (Гречаников, Анатоль «Слово»)

Ведущая 2. В этом стихотворении говорится о всеобъемлющей любви. А сегодня мы будем говорить о любви между мужчиной и женщиной. И предлагаем вашему вниманию пять историй любви известных людей.

Ведущая 1. Писателя Ивана Сергеевича Тургенева вам не надо представлять, вы все знакомы с его творчеством. Давайте поближе познакомимся с жизнью этого выдающегося писателя.

В записной книжке помещицы Варвары Петровны Лутовиновой 28 октября 1818 года появилась запись о том, что в Орле, в своём доме, в 12 часов утра у неё родился сын Иван ростом в 12 вершков, то есть 53 сантиметра. Таким богатырём появился на свет Иван Сергеевич Тургенев.

Ведущая 2. По отцу он происходил из старинного русского рода. «Из исторических лиц, принадлежавших к его Фамилии, Тургенев дорожит особенно двумя: тем Петром Тургеневым, который обличил Лжедмитрия и за это обличенье был в тот же день казнён на лобном месте в Москве, и тем шутом Петра Великого Яковом Тургеневым, которому пришлось в новый 1700 год обрезать ножницами бороды бояр: он по-своему тоже служил делу просвещения». Такие сведения о себе в третьем лице и о своих предках Иван Сергеевич, уже знаменитый писатель, представил издателю П. Плетнёву, когда готовилась к печати его биография.

 Ведущая 1. Внешне Иван Сергеевич производил впечатление красавца-барина. Ги де Мопассан, познакомившись с уже немолодым русским романистом, так описал своё впечатление: «Дверь отворилась. Вошёл великан с серебряной головой, как сказали бы в волшебной сказке. У него были длинные седые волосы, густые седые брови, большая седая борода, отливающая серебром, и в этой сверкающей снежной белизне – доброе спокойное лицо с немного крупноватыми чертами».

Ведущая 2. На всех, кто был знаком с Иваном Сергеевичем, сильное впечатление производили его глаза: «Точно чрез меру утомлённые думами, они выражали глубокую задумчивость, граничащую со скорбью».

Человек тонкий, умный и образованный, он очень нравился женщинам. Но, странное дело, ухаживания за прекрасными дамами каждый раз заканчивались у Тургенева не женитьбой, а внезапным разрывом, да и носили они, скорее всего, платонический характер. Было известно, что в ранней юности, ещё в Спасском – Лутовинове, у него случился роман с белошвейкой, приглашённой в барский дом. Родилась внебрачная дочь, которую Тургенев на французский лад называл Полинеттой, и о которой заботился до конца жизни. Но, ни одной женщине не удавалось внушить ему глубокое чувство. До тех пор, пока он не встретил Полину Виардо.

Ведущая 1. Они познакомились в 1843 году, когда Полина Виардо-Гарсия приехала в Петербург на гастроли. Глинка, который редко хвалил иностранных певцов, очень высоко оценил вокальные способности французской певицы. А завзятый театрал и меломан Тургенев был сражён ею раз и навсегда. Когда закончился контракт и супруги Виардо засобирались в Париж, он не в силах расстаться с Полиной, решил ехать с ними.

Ведущая 2. Узнав, что сын «бежал с актёркой», Варвара Петровна лишила его всякой материальной поддержки. Правда, через некоторое время, когда Иван Сергеевич вернулся из Парижа, мать несколько смягчилась. А Тургенев метался между Россией и Францией, скучая во Франции по России, а в России по Полине Виардо. Отношения между Тургеневым и семейством Виардо стали настолько родственными, что он заботился о четверых её детях как о своих, и привёз Полине на воспитание свою дочь Полинетту.

Ведущая 1. В записной книжке Тургенева есть интимная запись, свидетельствующая о том, что в течение первых шести лет их роман был чисто платоническим. А ведь он был страстно влюблён в Виардо, окружал её заботой и роскошью. Стареющий муж Полины (разница в возрасте между супругами составляла 20 лет) сквозь пальцы смотрел на её увлечения, но каково было Тургеневу терпеть её романы – то с композитором Шарлем Гуно, то с сыном писательницы Жорж Санд.

Ведущая 2. Даже с годами любовь Тургенева к Виардо не теряла своего накала. Через четверть века, в день своего пятидесятилетия он писал ей, 47-летней: «Мне радостно сказать Вам, что я ничего на свете не видал лучше Вас, что встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мною.

Ведущая 1. Загадка этой любви дразнит воображение многих почитателей Тургенева. Она кажется и вовсе неразрешимой, если учесть ещё одно обстоятельство: никто из современников не считал Полину Виардо красавицей.  

Одна из её русских учениц, Абаринова, вспоминала, какое удивительное впечатление произвела на неё эта женщина. Они встретились в старинном имении Буживаль, купленным Тургеневым для школы Виардо (ради этого ему пришлось продать ценную коллекцию живописи, которую он собирал всю жизнь). В зал, где Абаринова ждала прославленную певицу, вошла неприметная женщина небольшого роста. Сколько ни вглядывалась Абаринова, она не могла заметить в её лице и фигуре ни следов красоты, ни величия. Просто не верилось, что эта та самая Виардо, что этой неказистой женщиной увлечён красавец Тургенев! Тут Полине Виардо подали свежую почту. Она вынула из конверта ноты, пробежала их глазами, подошла к роялю и запела. Это был новый романс Чайковского. И с первыми же звуками лицо Виардо преобразилось: глаза засверкали, черты приобрели гармонию и выразительность. Она была прекрасна!

/ романс в исполнении Светланы Машкало /

Ведущая 2. В дневнике Тургенева можно найти несколько печальных признаний:

«Всю жизнь сижу на краешке чужого гнезда…»

«Полночь. Сижу я опять за своим столом; внизу бедная моя приятельница что-то поёт своим совершенно разбитым голосом; а у меня на душе темнее тёмной ночи… Могила словно торопится поглотить меня: как миг, какой пролетает день пустой, бесцельный, бесцветный… Ни права жить, ни охоты нет…»

Эту выписку из дневника Тургенев послал своему другу Полонскому, добавив в конце письма: «Ты забываешь, что мне 59-й, а ей 56-й год…»

Но через несколько дней Тургенев шлёт в вдогонку другое письмо, полное раскаяния: «Не стоит показывать даже другу свои тайные раны. Каюсь…»

Ведущая 1. Он умер в один год с мужем Виардо. Просил Полину похоронить его на родине, писал ей: «Душа моя, все мысли мои о России». Она выполнила просьбу писателя, и его похоронили на Волковом кладбище в Петербурге. Виардо передала в Россию все хранившиеся рукописи Тургенева, вплоть до его писем к ней.

Ведущая 2. Тургеневу не везло с живописными портретами. Крамской говорил, что в лице Тургенева есть что-то особенное, ускользающее при изображении. А на фотопортрете, сделанном Сергеем Львовичем Левицким в Париже за четыре года до смерти писателя, удивительно, но выражение глаз, «точно чрез меру утомлённых думами», не ускользнуло от фотомастера.[1]  

Ведущая 1. Кто б ни был ты, и кто б ты ни была –

С любовью вам не избежать свиданья.

Ей век гореть и не сгорать дотла,

Ей век цвести, не зная увяданья.

 

Такою ты в душе моей жила

И будешь жить без боли нареканий,

Ведь ты была так солнечно светла

Во мраке долгих горестных скитаний.

 

Ты будешь жить! Пусть разбирает злость

Ревнивца твоего – седое время.

Ведь ты – хозяйка сердца, а не гость.

 

Ты – поколений новых буйный рост.

Напев, звучащий в задушевной тьме.

Я рад, что свидеться нам довелось.   

                                              ( Звонак, Алесь «Любовь»)

 / романс в исполнении Светланы Машкало /

Ведущая 3. Любовь окрыляет. Так считал Марк Шагал, при рождении Мойша Сегал.

Встреча в 1909 году с Беллой Розенфельд оказалась судьбоносной. «Она молчит, я тоже. Она смотри – о, её глаза! – я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа».

Ведущая 4. Женой Шагала она станет в 1915 году, и это будет счастливый союз двоих. «Я не заканчивал ни одной картины или гравюры, не спросив у неё: да или нет». Черты Беллы видны почти во всех изображаемых художником женщинах. И частый образ на его полотнах – парящие влюблённые. Марк Шагал считал, что любовь дарит чувство полёта и возносит над повседневностью, и она является основой мироустройства».[2]

/ видеоклип «Ожившие картины Шагала» /

Ведущая 1. Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги.

Даже женившись второй раз, Фёдор Шаляпин не смог расстаться со своей первой любовью, Иолой Торнаги. Ведь их навеки связали не только дети, но истинное родство душ.

Ведущая 2. До конца своих дней Иола свято хранила все письма, написанные Шаляпиным. Они прилетали к ней из разных российских и зарубежных городов, куда только заносили великого певца его гастрольные дороги. Какими дивными словами они начинались: «Радость моя, красавица, дорогая Иолинушка!..» И заботливые вопросы о здоровье. О детях. А дальше – подробные рассказы о том, как выступил на новой сцене, как звучал голос, как приняли коллеги, и публика… но и они были для неё теми же признаниями в любви – потому что даже издалека, в самых разных гостиницах, с нею первой он делился своими творческими впечатлениями, ждал поддержки в сомнениях, знал, что никто, как она, не обрадуется его триумфальным успехам…

Ведущая 1. Именно по письмам, задолго до тяжёлых объяснений, она почувствовала, как что-то неладное вторгается в их жизнь, разрушает их, казалось, такую проверенную любовь. Постепенно стали уходить пылкие и ласковые слова, и «радость Иолинушка» сменилась более дежурным обращением «дорогая Иолина». Она не верила, что счастье, ради которого она оставила родину, оказалось таким недолгим.

Ведущая 2. Приглашение ехать в Россию итальянская балерина Иола Торнаги получила неожиданно. В 1896 году она успешно танцевала в знаменитом Миланском театре. А на зимний сезон подписала контракт в Лионе. Но известный русский меценат предложил итальянской балетной труппе выгодные выступления в Нижнем Новгороде. Особенно Мамонтов просил приехать 22-летнюю Торнаги. О ней в Европе восторженно отзывались уже не первый год. Выпускница балетной школы при миланском театре «Ла Скала» Иола Ло-Прести уже в шестнадцать лет стала примой в венецианском театре «Фениче», где выступала как Иола Торнаги – под девичьей фамилией матери.

 Ведущая 1. О своём путешествии в Россию Иола вспоминала часто: северная страна поразила её своими поистине безграничными просторами, широкими реками и «плавающими мостами», нагруженными множеством людей, телегами, корзинами с курами и всякой снедью, под названием «паром» …

У недостроенного Николаевского театра итальянский балет встречали русские артисты. Среди них заметно выделялся высоченный худой мужчина со светлыми волосами и серо-зелёными глазами – как выяснилось молодой бас, тоже приглашённый Мамонтовым на летний сезон. Он сразу представился: «Фёдор Шаляпин». Но иностранцам трудно было произносить его фамилию, и они стали называть его «Иль бассо» — по голосу.

/ видеоклип «Очи чёрные» в исполнении Фёдора Шаляпина /

Ведущая 2. Шаляпину тогда было 23 года. Он только-только перешёл в частную оперу Мамонтова. А до того два года пел в Мариинском, разъезжал по России с малороссийской труппой, был хористом в уфимской труппе Семёнова – Самарского, а прежде работал учеником сапожника, токаря, писцом, грузчиком.

Какую-то роль в сближении Шаляпина с Иолой сыграла болезнь Торнаги. Узнав о её болезни, Фёдор Шаляпин сразу же вызвал врача. А через несколько дней навестил Иолу. Явился с узелком, в котором оказалась кастрюля с курицей в бульоне.

Ведущая 1. Отношение Иолы к напористому «Иль бассо» в корне изменилось, когда она увидела его на сцене в лохмотьях Мельника в «Русалке» — безумным стариком с всклокоченными волосами и бородой. Поразило, как он спел свою сложною партию, как правильно перевоплотился в роль… с тех пор Иола стала присматриваться на репетициях к светловолосому великану, понимая, сколь ярок талант этого начинающего артиста даже на фоне прекрасной труппы Мамонтова. Пришла она и на репетицию «Евгения Онегина». Шаляпин в гриме генерала Гремина, как было положено в мизансцене, прогуливаясь под руку с Онегиным, запел знаменитую арию «Любви все возрасты покорны» … И вдруг все присутствующие на репетиции почему-то стали смеяться и дружно посмотрели в её сторону. А Савва Иванович наклонился к ней и сказал:

— Поздравляю вас, Иолочка! Ведь Феденька только что объяснялся вам в любви!

/ ария Гремина из «Евгения Онегина» /

Ведущая 2. Много-много позже Иола смогла в полной мере оценить смелую и озорную выходку «Феденьки», который, оказывается, украсил известную арию выразительной отсебятиной:

«Онегин, я клянусь на шпаге:

Безумно я люблю Торнаги!..»

 Мамонтов предложил Иолине работу в своём московском театре, там же стал петь и Шаляпин. Именно на сцене Мамонтовской оперы были созданы его лучшие роли.

Лето 1898 года, тесно сдружившиеся «мамонтовцы» проводили вместе в деревне Путятино. Там в маленькой сельской церкви и обвенчались Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги.

 Ведущая 1. Через год Иола, которую теперь почтительно называли Иолой Игнатьевной, родила первенца – сына Игоря. И навсегда покинула сцену – чтобы полностью посвятить себя, их с Фёдором счастливой семье. Маленький мальчик поражал своими талантами: актерскими способностями, обладал абсолютным слухом. «Удивительный мальчишка, и я его просто боготворю, — признавался Фёдор Иванович. — Игрушка моя – это моё наслаждение!.. Я положительно чувствую себя счастливым, что имею такого сына!..»

Ведущая 2. Тем сильнее и несправедливее был жестокий удар. Игорю было всего четыре с половиной года, когда он внезапно умер от аппендицита в 1903 году. Горе отца было столь велико, что он пытался застрелиться.

Осталась дочь Ирина. Но как отец не любил свою Иринушку, как ни радовался рождению Лидии, немного приглушить боль утраты смог лишь сын Борис, родившийся в 1904 году. А ещё через год в семье появились сразу двое малышей – Фёдор и Татьяна.

Ведущая 1. Это были прекрасные годы. Умея быть строгим, Фёдор Иванович старался дать детям всё, чего самому не доставало в детстве: родительскую ласку, материальный достаток, хорошее образование, высокое искусство.

Иолина была счастлива. У неё много детей, любящий и заботливый муж, к тому же талантливый и знаменитый. Вот только когда Фёдор Иванович уезжал надолго, приходилось порой отгонять тревожные мысли. Ведь вокруг него столько красивых актрис…

Ведущая 2. Но беда пришла совсем не с той стороны. Мария Валентиновна Петцольд к театральным никакого отношения не имела. Шаляпин познакомился с ней в Москве. Красавица — вдова с двумя детьми. Это случилось, когда младшим Шаляпиным не было и года.

О том, что у Фёдора вторая семья, Иола Игнатьевна узнала ещё до объяснений: добрые люди доложили… Бедная женщина страдала не столько от уязвлённого самолюбия, сколько от страха разрушить счастливый мир их с Фёдором любимых детей. После объяснений, было решено детям ничего не говорить, тем более, что заведя вторую семью Фёдор Иванович, первую оставлять не собирался. В этой ситуации Иола повела себя мудро – Фёдор Иванович оставался главным в московской семье. А в Петербурге у него также прибавилось в семье, родилось трое общих детей. Только в конце 20-х годов Шаляпин смог узаконить отношения с Марией Валентиновной. И поставил условие: первая семья будет ему дорога, как прежде. Он не только постоянно бывал в Москве, но и лето старался провести с детьми.

Ведущая 1. В 1922 году Шаляпин с новой семьёй уезжает за границу. Из-за границы он продолжал писать Иоле, чувствуя необходимость, как прежде делиться творческими переживаниями с близким понимающим другом. После официального развода письма стал писать дочери, но и в них он обращался к своей Иоле.

В Париже до последнего вздоха с ним была рядом не сумевшая принять изменившуюся родину россиянка, а в Москве осталась любимая им иностранка, покинувшая ради своего «высоченного Иль Бассо» солнечную Италию.

Ведущая 2. Иола прожила в России 64 года и лишь во времена хрущёвской оттепели, в 1960 году вернулась на родину, где в 1964 году скончалась после продолжительной болезни в возрасте 90 лет. Из Москвы Иола Игнатьевна взяла с собой только альбомы с фотографиями её любимого «Иль бассо».

/ видеоклип «Уймитесь, волнения страсти» в исполнении Фёдора Шаляпина /

Ведущая 3. Илья Репин и Наталья Нордман.[3] Они оба были уже не молоды, когда встретились, но любовь между Ильёй Репиным и Натальей Нордман вспыхнула как фейерверк, поразила, ослепила и шокировала всех знакомых и – угасла стремительно, оставив у окружающих чувство горечи и недоумения: всем казалось, что подобное чувство должно быть вечным.

Ведущая 4. “Эта женщина проглотила Репина целиком», — возмущался философ Василий Розанов. Знакомые не понимали и не одобряли выбор художника. Конечно, Наталья Нордман была яркой натурой, но … Слишком уж эксцентричной и шумной. Дурно воспитана и неделикатна – такой был всеобщий вердикт. А Илья Ефимович Репин был знаменит, богат и после первого неудачного брака, мог бы выбрать себе пару самую что ни на есть достойную. Несмотря на 54 года, художник нравился даже юным девушкам из хороших семей. А он выбрал Наталью Нордман! Ведь ей уже 35, и она совершенно нехороша собой, что для женщины, куда больший недостаток, чем изъяны в поведении… Быть оригиналкой в 1896 году становилось модным, быть дурнушкой не было модно никогда. 

Ведущая 3. Наталья Борисовна родилась в 1863 году в Гельсингфорсе (Хельсинки). Отец её был русский адмирал шведского происхождения, мать – русская дворянка, и финляндского в ней было только место рождения, однако Нордман называла себя «свободной финляндкой», ведь финны в ту пору в России были не слишком уважаемым. Крестили её по лютеранскому обряду, на крестинах присутствовал император Александр II. Последний факт она скрывала, ровно, как и высокое своё происхождение. Отец умер, когда Наталья была подростком, оставив их с матерью почти без средств. Мать ловко поддерживала видимость благополучия. Надеялась вывести дочь в свет и выдать удачно замуж. Но Наталья, рассорившись с матерью, ушла из дома в 18 лет. Жила в пансионе, зарабатывая на жизнь выступлениями в театре. Но театральный мир с его вольностью нравов, казался ей грязным. Тогда Наталья решила, что истинное благо в тяжёлом каждодневном физическом труде, и в 1884 году уехала в Америку. Где год прожила, работая на ферме. Не выдержала – вернулась.

Ведущая 4. Репин сожалел, что его возлюбленная не получила должного образования. Но Наталья Борисовна получила прекрасное домашнее образование, знала три языка в совершенстве, и могла читать Илье Ефимовичу статьи из иностранных газет с листа, занималась музыкой, лепкой, рисованием, увлекалась фотографией, что в те времена для женщин было редкостью.

Ведущая 3. Уже в период совместной жизни с Репиным она попробовала себя в писательстве, и под псевдонимом Северова создала несколько пьес и повестей о судьбах свободных женщин в современном мире: «Эта», «Крест материнства», «Интимные страницы». В литературе, как и в жизни, она была противницей замужества. Правда, к ней и не сватались: она была нехороша собой, без приданого и с дурной репутацией. У неё случались любовники, она была пылкой особой.

Ведущая 4. А когда влюблялась, становилась просто «чаровницей», к тому же она умела изящно двигаться, носила свободные платья без корсета, подчёркивавшие округлые линии тела: для тех времён это казалось смелым и интересным. С Репиным она познакомилась в 1896 году в доме художницы Марии Клавдиевны Тенишевой. И пока хозяйка позировала, Наталья Нордман развлекала разговорами Илью Ефимовича. Репина она сначала заинтересовала как собеседник. Любовниками они стали в 1898 году во время путешествия в Палестину. В это время Наталья забеременела, детолюбивый Репин был рад и готов признать ребёнка. Но новорожденная девочка прожила всего два месяца. Нордман утрату дочери пережила гораздо спокойнее Ильи Ефимовича.

Ведущая 3. Репин считал, что его возлюбленная нуждается в утешении. На её имя он купил в Финляндии землю, в посёлке Куоккала, где выстроил поместье, которое Наталья Борисовна назвала «Пенаты». Изначально дом был её, но Репин бывал здесь часто, а потом они с Нордман поселились там, как супруги. Официально они не были женаты. Разведённый Репин не мог венчаться, а Нордман в этом не нуждалась. Они были счастливы вместе. Репин восхищался многочисленными талантами своей молодой жены. Иллюстрировал её книги. Не раз писал её портреты, причём показывал её привлекательной – такой, какой он сам её видел: «Её окружала, за ней неслась везде повышенная жизнь. Её весёлые большие серые глаза встречались только с радостью, её грациозная фигура всякий момент готова была блаженно танцевать, как только звуки плясовой музыки долетали до её слуха…»

/ романс в исполнении Светланы Машкало /

Ведущая 4. Наталья принимала гостей Репина, устраивала так называемые «репинские среды», когда в усадьбу съезжались друзья художника. Сосед по Куоккале К. Чуковский вспоминает: «Первая семья Репина по своей некультурности проявляла мало интереса к его творчеству, а Наталья Борисовна уже с 1901 года стала собирать всю литературу о нём, составила ценнейший альбом с газетными вырезками о каждой его картине. Кроме того, он не раз повторял, что одной из своих наиболее блестящих удач – композицией «Государственного Совета» — он всецело обязан Наталье Борисовне: она приняла к сердцу те трудности, которые он встретил при написании этой картины, и помогла ему своими советами, а также сделанными ею фотоснимками.

Ведущая 3. Как и положено супруге, Наталья Нордман пыталась обустроить быт Репина… К сожалению – согласно своим собственным представлениям. Нордман истово исповедовала вегетарианство. И была сторонницей «раскрепощённой прислуги». И первое, и второе создавало дискомфорт и для гостей, и прежде всего – для самого Ильи Ефимовича. На стол подавались капустные котлеты с брусничной подливой и отвары из сена вместо чая. Репин любил вкусно поесть и сбегал из дома, чаще всего – в гости к Чуковскому, чтобы полакомиться бифштексом.

Наталья Борисовна в пищевом плане тоже была «не без греха». В спальне всегда была бутылка коньяку и бутерброды с ветчиной. Да и позволяла себе выпивать на людях больше, чем следовало женщине. И вела себя совсем не прилично. За что Репину становилось стыдно.

Ведущая 4. С прислугой ещё интересней. По всему дому висели плакаты: руководство к действию, как гостям себя вести в «Пенатах».

Именно то, что привлекло Репина когда-то в Нордман – её оригинальность, её несхожесть с «обычными женщинами», — именно это постепенно убивало его любовь к ней. Всё труднее Илье Ефимовичу было терпеть шокирующие поступки жены, недоумённые взгляды гостей, невкусную еду, нелепый быт. В начале их отношений Наталья помогала художнику в творчестве. Теперь же из-за её суматошной деятельности, он не мог спокойно работать. «У неё у самой была слишком колоритная личность, которая никак не могла стушеваться, а напротив, по всякому поводу жаждала заявить о себе», — писал Чуковский.

Ведущая 3. Чахотка у Натальи Нордман впервые проявилась в 1905 году. Илья Ефимович увёз её в Италию, и она выздоровела. Но в 1913 году у неё появилась новая причуда: «Меха носит буржуазный класс». И заказала себе шубу из мешковины набитую сосновой стружкой. Потом была пневмония, чудом поправилась. Но шубу продолжала носить. После танца на снегу – слегла, на этот раз с чахоткой. За год болезни постарела и подурнела. И с обострённой болезнью чувствительностью поняла, что для Репина она больше не любимая женщина, а обуза: со всеми её чудачествами, а теперь вот – ещё и с болезнью.

Ведущая 4. И тогда она решила избавить Репина от обузы. Не предупредив, ничего не сказав, воспользовавшись его отсутствием, Наталья Борисовна уехала в Швейцарию, в Локарно, в клинику для неимущих. Оставила все драгоценности, которые дарил Репин, денег, взяла ровно столько, сколько хватило на проезд.

Ведущая 3. Илья Ефимович был слишком измучен причудами жены, оскорблён её бегством, недооценил серьёзность её состояния. Он не поехал за Натальей Борисовной, а просто перевёл ей деньги… От которых она отказалась. Наталья Нордман умерла 28 июня 1914 года.  Репин на похороны опоздал, приехал к свежей могиле, зарисовал могилу… И уехал лечиться от стресса в Италию, в Венецию.

Ведущая 4. Вернувшись в Россию, Репин вызвал к себе дочь Веру и отменил в «Пенатах» все установленные Натальей Борисовной правила.

Разумеется, прожив с этой женщиной 15 лет, Илья Ефимович не мог не тосковать о ней. В одном из писем он жаловался: «Осиротелый, я очень горюю о Н.Б. и всё больше жалею об её раннем уходе. Какая это была гениальная голова и интересный сожитель!»

И всё же вспоминал он свою вторую жену не часто. Не чаще, чем того требовали приличия.  

/ романс в исполнении Светланы Машкало /

Ведущая 1. Любить и сочинять стихи – одно и то же.

                                                    Лопе де Вега

Именно так и случилось в жизни итальянца по имени Франческо Петракколо. Любовь к прекрасной даме сделала из него поэта.

Ведущая 2. Произошло это 6 апреля 1327 года в Авиньоне. Из храма вышла благочестивая прихожанка. Франческо почувствовал: сейчас произойдёт нечто великое, неповторимое. И точно! Дама на мгновение приподняла вуаль, взглянула на него, а он, за то же самое мгновение, успел разглядеть черты её прекрасного лица и понял, что это его судьба! Франческо спешит узнать про красавицу всё, что можно. Незнакомку звали Лаурой. Она – дочь храброго рыцаря Одибера и жена богатого авиньонца, мать двоих детей. Было ей 20 лет.

 Ведущая 1. Прошло несколько дней. Франческо снова увидел её, догадался, что и она заметила его… После этой встречи появился сонет:

Любовь?.. А может, нет… Сказать легко ли?

Любовь? Но, Боже, что она несёт?

Добро? Тогда откуда в сердце лёд?

А если зло, откуда сладость боли?

Ведущая 2. Казалось, узнав, что Лаура – замужняя женщина, верная своему избраннику, молодой поэт должен тотчас поставить крест на своих мечтах. Но продолжает любить её…

Возможно, Лаура испытывала те же чувства, что и он. Но в этом она не признается ему, ни словом, ни жестом. Впрочем, рассказывают, однажды лишь мимолётным жестом она подала надежду бедному Франческо, но и этого ему хватило на всю оставшуюся жизнь.  Он стоял по среди улицы. Лаура, молча и нежно, будто жалея его и саму себя. Легко коснулась его лица, и так же молча удалилась.

Ведущая 1. Не выдержав страданий, Франческо уезжает из Авиньона, но вскоре возвращается. Чтобы поклониться её следам, благословить её земной путь

Здесь пела, здесь сидела, здесь прошла,

Здесь повернула, здесь остановилась,

Здесь привлекла прелестным взором в плен…

Ведущая 2. Франческо навсегда покидает Авиньон, стремясь, стать тем, кем он войдёт в историю мировой литературы – великим итальянским поэтом эпохи Возрождения по имени Франческо Петрарка.

Как неприкаянный, он колесит по всему свету. У него нет ни дома, ни семьи. Казалось бы, вечная разлука должна помочь забыть Лауру. Ничуть не бывало! Он продолжает писать бессмертные сонеты в честь своей мадонны.

Ведущая 1. Куда я взор задумчивый ни кину,

Передо мною ты, любовь моя…

Он слышит её голос через моря и горы. Он видит её там, где её не может быть. Недаром древние считали, что любовь – это род безумия, добавляя – счастливого безумия. И вот что ещё удивительно: его сонеты вместе с неутихающей тоской по любимой Лауре пронизаны земным страхом пережить её!

Мне вред на пользу, слаще нет невзгод,

И жить устал, и жизнь молю устало

Не уходить, и странно, что сначала

Не я, но та, кого пою, уйдёт…

Ведущая 2. Петрарка не знал, что, как все истинные поэты, он – провидец. Случится именно то, чего он так боялся. В 1348 году население Авиньона чуть ли не всё вымрет от эпидемии чумы. Страшная болезнь унесёт в небытие и мадонну Лауру. Именно 6 апреля! Ровно через 21 год после их первой встречи – день в день! Согласитесь, в этом было что-то предопределённое…

Ты смотришь на меня из темноты

Моих ночей, придя из дальней дали:

Твои глаза ещё прекрасней стали,

Не исказила смерть твои черты.

Как счастлив я, что скрашиваешь ты

Мой долгий век, исполненный печали!..

 

Ведущая 1. Петрарка ещё 25 лет сочинял сонеты о своей любви и горячей вере в скорую встречу с любимой в потустороннем мире.

Но высшая краса вознесена

На небеса, и этой неземною

Красой, как прежде, жизнь моя полна…

Ведущая 2. Незадолго до смерти (а прожил он 70 лет) поэт, уже больной, усталый, думающий больше о своей немощи, чем о былых возвышенных чувствах напишет «Письмо к потомкам». Там есть строчки, в которых звучит сожаление. Что он потратил много духовных сил на свою несчастную, неразделённую любовь. А когда-то Петрарка утверждал совсем иное.

Благословляю день, минуты, доли

Минут, время года, месяц, год,

И тот прекрасный край, и город тот,

Где светлый взгляд обрёк меня к неволе,

Благословляю сладость первой боли,

И сердце, и в судьбе переворот…

Благословляю имя из имён

И голос мой, дрожавший от волненья,

Когда к любимой обращался он.

Благословляю все мои творенья

Во славу ей, и каждый вздох, и стон,

И помыслы мои – её владенья…[4]

Ведущая 1. Такими высокими словами мы заканчиваем нашу встречу. Поздравляем вас, милые женщины с наступающим праздником весны. Любви, теплоты и внимания желаем вам не только 8 марта, а и во все дни года.

/ романс в исполнении Светланы Машкало /

Сост.: директор ГУК «Пружанская ЦБС» Гуторкина Т. Г.

Источники:

  1. Блюмфельд, В. Тургенев и Виардо [Текст] : история любви / Валерий Блюмфельд // Будь здоров. – 2005. — № 4. – С. 94 – 97.
  1. Девять историй о любви [Текст] : история первая (Франческо и Лаура) // ДЭ О любви. – 2007. — № 7. – С. 1 – 5.
  1. Збавских, Э. “Безумно я люблю Торнаги» [Текст]: история одной любви (Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги) / Эдда Забавских // Биография. – 2012. — № 2. – С. 46 – 58.
  1. О любви: стихи и рассказы : пер. с белорус. / Сост. В. А. Марук. – Минск : Юнацтва, 1988. – 432 с.
  1. Прокофьева, Елена. Странный брак [Текст] : Илья Репин и Наталья Нордман (история одной любви) / Елена Прокофьева // Биография. – 2013. — № 2. – С.40 – 54.
  1. Смолей, С. Марк Шагал и мир его детства [Текст] : о художнике / Светлана Смолей // Юный Спасатель. – 2013. – 25 февраля (№ 4). — С. 8 – 9.

[1] Блюмфельд, В. Тургенев и Виардо [Текст]: история любви / Валерий Блюмфельд // Будь здоров. – 2005. — № 4. – С. 94 – 97.

[2] Смолей, С. Марк Шагал и мир его детства [Текст]: о художнике / Светлана Смолей // Юный Спасатель. – 2013. – 25 февраля (№4). С. 8 – 9.

[3] Прокофьева, Елена. Странный брак [Текст]: Илья Репин и Наталья Нордман (история одной любви) / Елена Прокофьева // Биография. – 2013. — № 2. – С.40 – 54.

[4] Девять историй о любви [Текст] : история первая (Франческо и Лаура) // ДЭ О любви. – 2007. — № 7. – С. 1 – 5.

Метки: , , , , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий